Формирование профессиональной компетентности педагогов для развития одаренности школьников средствами технологии ОТСМ – ТРИЗ

31.Мар.2014
Формирование профессиональной компетентности педагогов для развития одаренности школьников средствами технологии ОТСМ – ТРИЗ

Горина Лариса Михайловна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии № 77 городского округа Тольятти

Мышление талантливо тогда, когда оно работает

в соответствии с законами внешнего мира.

Г. С. Альтшуллер

Проблема детской одаренности, развития творческого мышления школьников является актуальной для современного школьного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд, умеющих работать с любыми информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

В современной детской психологии и педагогике накоплен опыт работы с детьми школьного возраста по развитию общей одаренности, разработаны основные подходы к ней. Сегодня можно выделить особенности, характеризующие одаренных детей, и наметить пути развития одаренности в детском возрасте. В современной психологии на основе слова «одаренность» созданы два термина: «одаренные дети» и «детская одаренность». Термином «одаренные дети» обычно обозначается особая группа детей, опережающих сверстников в развитии. Термин — «детская одаренность», напротив, не предполагает селекции, а указывает на то, что каждый индивид имеет определенный интеллектуально-творческий потенциал. Мышление, способность к творчеству — величайший из даров природы, даром этим отмечен каждый человек, но степень его развития может существенно различаться (Эйнштейн А.).

В качестве одного из средств развития одаренности детей младшего школьного возраста в муниципальном общеобразовательном учреждении  гимназии № 77 городского округа Тольятти выбрана технология ОТСМ – ТРИЗ, которая основывается на положении: все системы развиваются по определенным законам, которые можно познать и применить. Технология ОТСМ-ТРИЗ способствует внесению новых идей в разработку содержания и методов развития одаренности младших школьников. Развитие одаренности обеспечивается за счет использования элементов ТРИЗ, формирующих нужный уровень проявления интеллектуальной работоспособности и познавательной активности. Одаренный человек – это, прежде всего, одаренная личность. Для развития способности одаренного ребенка реализовать свой дар, ему необходимо создать особые условия, позволяющие ему учиться и развиваться. Здесь речь должна уже идти не только о построении образовательного процесса на основе технологии ОТСМ – ТРИЗ, но о создании условий для индивидуального, дифференцированного обучения, которое должно осуществляться подготовленным педагогом, хорошо разбирающемся в специфике обучения одаренных детей. Работа с использованием элементов ОТСМ - ТРИЗ требует от учителя разработки новых форм проведения занятий, специальных заданий и упражнений содержательно - логического и нестандартного характера, заданий, требующих применения знаний в новых условиях, поданных в определенной системе. Педагогическим коллективом гимназии накоплен большой положительный практический и методический опыт по освоению инновационных технологий работы с детьми разного возраста, отработана модель занятий по развитию творческих способностей школьников, разработана система методической работы, способствующая повышению профессиональной компетентности педагогов.

С декабря 2012 года на базе МБУ гимназии № 77 открылась экспериментальная площадка Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования (г. Москва) по теме «Дидактические инструменты проблемно-ориентированного обучения как средство формирования универсальных учебных действий учащихся младших классов» сроком на 3 года. МБУ гимназия № 77 работает в режиме инновационной деятельности по теме: «Внедрение элементов ОТСМ-ТРИЗ в образовательный процесс». Опыт организации экспериментально-инновационной деятельности в гимназии по внедрению в образовательный процесс адаптированных методов ТРИЗ – педагогики показывает достаточно высокие и стабильные результаты работы с детьми, что позволило включиться в городской сетевой проект развития образования «Тольятти – наукоград» с сентября 2013 года.

Коллективом гимназии используются разные формы работы: использование технологии ОТСМ-ТРИЗ на уроках, во внеклассной и внеурочной работе, организация творческих групп, проведение семинаров – практикумов для педагогов, участие в городской проблемно-творческой группе. В процессе реализации инновационной деятельности ведется психолого – педагогическое сопровождение педагогов и учащихся гимназии, которое заключается:

- в создании благоприятной психологической обстановки в коллективе с целью повышения эффективности профессиональной деятельности и улучшения психологического здоровья членов коллектива;

- в диагностике интеллектуального, творческого и личностного развития детей младшего школьного возраста (диагностика одаренности детей);

- в проведении психологических тренингов по профилактике психоэмоционального выгорания педагогов.

Работа по развитию общей одаренности у детей младшего школьного возраста предполагает тесную взаимосвязь с родителями как главного звена в создании условий для развития  творческого потенциала ребёнка.

Таким образом, выстроенная система работы в МБУ гимназии № 77 формирования профессиональной компетентности педагогов по вопросу развития детской одаренности позволяет:

1) использовать профессиональные возможности творческой группы педагогов для взаимного обучения и повышения квалификации;

2) повысить результаты освоения образовательных программ по предметам учебного плана;

3) повысить уровень интеллектуального, творческого и личностного развития детей младшего школьного возраста;

4) развивать сетевое сотрудничество в рамках городского проекта развития образования «Тольятти-наукоград»;

5) укрепить взаимосвязь с родителями.

Для повышения профессиональной компетентности педагогов в гимназии:

- созданы информационные, научно – методические, организационные, кадровые условия, способствующие повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросам развития одаренности детей младшего школьного возраста;

- обеспечено усвоение педагогами гимназии теоретических основ ОТСМ – ТРИЗ  и практических умений их использования посредством дистанционного обучения и семинаров в интерактивной форме;

- созданы условия для эффективного взаимодействия педагогического коллектива с родителями с целью развития общей одаренности детей младшего школьного возраста;

- адаптирован комплекс диагностических методик  интеллектуального, творческого и личностного развития детей младшего школьного возраста (диагностика одаренности детей);

- увеличено количество детей, имеющих высокий уровень развития.

Для оценки эффективности работы по формированию профессиональной компетенции педагогов гимназии используются качественные и количественные критерии.

Качественные критерии:

- участие и победы детей в конкурсах и олимпиадах, конференциях разного уровня;

- участие педагогов в областных и городских конкурсах;

Количественные критерии:

- увеличение числа детей, имеющих высокий уровень развития;

- увеличение количества педагогов, внедряющих технологию ОТСМ – ТРИЗ;

- увеличение количества классов, работающих в рамках инновационной деятельности;

- увеличение количества педагогов, принимающих участие в городских и областных мероприятиях;

- увеличение количества мероприятий по развитию общей одаренности детей младшего школьного возраста.

Таким образом, через повышение профессиональных качеств, нацеленных на развитие поискового мышления, решения творческих педагогических задач происходит формирование профессиональной компетентности педагогов для развития одаренности школьников средствами технологии ОТСМ – ТРИЗ.

Адрес гимназии:
445044, Российская Федерация, Самарская область, г. Тольятти, улица Ворошилова, 3.
Тел/факс 8(8482) 362-352, e-mail: school77@edu.tgl.ru