Дистанционный образовательный проект «Экоград»

04.Апр.2014
Дистанционный образовательный проект «Экоград»

Лобода Светлана Юрьевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе муниципального общеобразовательного учреждения гимназии №77 городского округа Тольятти

С 2009 года муниципальное образовательное учреждение гимназия № 77 городского округа Тольятти является участником международного проекта Ассоциированные школы ЮНЕКО. Участников проекта во всем мире объединяет четыре основные направления деятельности: распространение информации об ООН и ЮНЕСКО; экология, охрана окружающей среды; изучение всемирного культурного и природного наследия; права человека, права ребенка, демократия, ненасилие. В рамках реализации проекта по направлению «Экология и охрана окружающей среды» гимназия № 77 совместно с муниципальным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Центром информационных технологий городского округа Тольятти организует дистанционный образовательный проект «Экоград» для педагогов и школьников, имеющий с 2010 года статус межрегионального. Ежегодно в проекте принимают участие команды образовательных учреждений г.о. Тольятти, Самарской области, других регионов России и стран ближнего зарубежья. Проект направлен на привлечение внимания детей и взрослых к экологическим проблемам, на воспитание у молодого поколения чувства ответственности за будущее своего родного города, на превращение реальных дел по защите природы в социально-значимые явления. Участники проекта не только работают над интересными и увлекательными конкурсными заданиями, но и предлагают свои варианты решения важнейших экологических проблем.

Цель проекта: формирование ключевых компетентностей учащихся посредством интеграции самостоятельной познавательной исследовательской деятельности, направленной на изучение экологических проблем и активного использования информационно-коммуникационных технологий.

Основные задачи проекта: содействовать созданию условий для развития творческих способностей, повышения познавательной активности учащихся; обеспечить деятельностное изучение школьниками основных экологических проблем; способствовать формированию у учащихся экологического сознания, экологической культуры, активной позиции в вопросах охраны окружающей среды и ответственности в решении экологических проблем; способствовать развитию умений школьников эффективно использовать современные информационные технологии; организовать сетевое взаимодействие педагогов и школьников с использованием Интернет-технологий.

Участники проекта - команды учащихся 3 – 11-х классов образовательных учреждений под руководством локальных координаторов – учителей начальных классов, химии, биологии, физики, географии. Проект проводится в трёх возрастных категориях: младшая (3 – 5-е классы), средняя (6 – 8-е классы), старшая возрастная группа (9 – 11-е классы).

Реализуемые с сентября 2011 года федеральные государственные образовательные стандарты меняют подход к обучению школьников на деятельностный, направлены на формирование у школьников универсальных способов деятельности и выдвигают требования к использованию в учебно-воспитательном процессе современных образовательных технологий.

Проект «Экоград» предполагает интеграцию современных педагогических технологий (прежде всего, проектного и исследовательского метода) и информационно-коммуникационных технологий и проводится на платформе городского образовательного портала ТолВики (http://wiki.tgl.net.ru/). Виртуальная образовательная среда, созданная в рамках реализации проекта «Экоград», обеспечивает возможность публичного представления результатов проектной деятельности участников, открытость и прозрачность системы оценивания, возможность коллективного обсуждения проблем, затронутых в проекте, и его итогов, совместное создание образовательных материалов по экологии. Результатом этого стало сетевое объединение образовательных учреждений, педагогов и школьников, принимающих активное участие в поиске решений экологических проблем, с необходимыми информационными, методическими, дидактическими ресурсами и возможностью постоянного взаимодействия участников.

В рамках проекта проводятся конкурсы исследовательских, творческих и практических работ, предполагающие различные направления деятельности. Коммуникативная деятельность. Реализация этого направления позволяет участникам проекта установить коммуникации друг с другом, найти единомышленников и обеспечивает их взаимодействие в дальнейшей деятельности. В результате у школьников формируются коммуникативные навыки, навыки межличностного взаимодействия, сотрудничества, сетевого общения. Исследовательская деятельность в области экологии. В рамках этого направления рассматриваются различные экологические проблемы: загрязнение воздуха, воды, почвы, проблема утилизации бытового мусора, сокращение видового разнообразия птиц; проблемы видеоэкологии, состояния биоты, энергосбережения. Участникам предлагается проанализировать определенную экологическую проблему, провести экспериментальные исследования и предложить возможные пути решения проблемы. Организаторы предлагают участникам доступные методики проведения экологических исследований, не требующие применения дорогостоящего оборудования и материалов, но в то же время, дающие объективные результаты. Результаты своих исследований команды публикуют в сети Интернет. Организация исследовательской деятельности в рамках проекта позволяет обеспечить развитие у школьников исследовательских навыков, критического системного мышления, умений ставить и решать проблемы, работать с информацией. Организация информационной и творческой деятельности участников проекта очень важна, поскольку в процессе этой деятельности у школьников повышается мотивация, развиваются познавательная активность, креативность и любознательность, формируется информационная компетентность.

Организаторы проекта предлагают командам представлять свои результаты в различных формах: статьи, репортажи, записи из дневников наблюдений, стихи, сказки, эссе. В газетах, листовках, буклетах участники проекта информируют одноклассников, друзей, родителей, жителей микрорайона о существующих экологических проблемах и результатах своих исследований. Они создают памятки и рекомендации, содержащие различные способы решения (предотвращения) определенной экологической проблемы, на сайте проекта публикуют новости о результатах своей работы, обмениваются полученной информацией с другими командами.

Организаторы проекта активно используют в конкурсных заданиях игровые элементы. Младшим школьникам достаточно сложно понять некоторые вопросы экологии. Поэтому очень привлекательной и эффективной для такого возраста становится игровая форма обучения. Дети с удовольствием сочиняют и обсуждают экологические сказки, разгадывают ребусы и головоломки, создают листовки, рисунки. Для школьников среднего и старшего возраста организаторы ежегодно предлагают интересные экскурсионные маршруты. Но это не просто прогулки по улицам города, а работа с интерактивными Интернет-картами или GPS-навигаторами.

Практическая экологическая деятельность. Практическая деятельность в проекте ориентирована на решение актуальных повседневных экологических проблем. Участники организуют и проводят различные практические экологические акции, принимают участие во всероссийских и международных акциях, мероприятиях, конкурсах. Очень важно показать школьникам возможность личных действий каждого человека, которые могут принести видимый конкретный результат: хоть немного снизить антропогенную нагрузку на окружающую среду, внести личный вклад в сохранение природы. Практическая деятельность в проекте обеспечивает развитие у школьников личной ответственности, навыков работы в команде, выполнения разных ролей и обязанностей, умений действовать в интересах коллектива. Кроме того, участвуя в практических мероприятиях, школьники передают полученные знания родителям, друзьям, соседям, тем самым содействуя внедрению экологических принципов жизнедеятельности в обществе.

Для локальных координаторов школьных команд в рамках проекта организуются дистанционные методические семинары. В ходе работы семинара педагоги представляют свой уникальный педагогический опыт и получают отзывы и комментарии коллег и единомышленников, совместными усилиями создают копилку методических и дидактических материалов по экологии. Сегодня копилка, созданная участниками дистанционных методических семинаров по экологии, содержит следующие материалы: коллекция ссылок на информационные ресурсы сети Интернет по экологической тематике; игровые и экспериментальные задания по экологии; авторские разработки уроков и внеклассных мероприятий по экологии.

Все эти материалы доступны не только педагогам, принимающим участие в проекте, а любым заинтересованным лицам.

В процессе выполнения конкурсных заданий участники проекта от осознания глобальных экологических проблем переходят к собственным экологическим исследованиям и личным практическим действиям. Результатом этой деятельности становятся не только приобретенные знания по экологии, но и формирование экологического сознания, навыков экологического поведения и стиля жизни, мотивации к использованию полученных знаний и умений в различных сферах жизнедеятельности.

Материалы проекта используются не только учителями экологии, но и педагогами других естественнонаучных дисциплин – химии, биологии, географии, физики, естествознания, природоведения (окружающего мира), т.к. вопросы экологии включены в учебные программы всех этих предметов. Проект содержит много материалов, интересных не только для подготовки к урокам, но и для факультативной и внеклассной работы, дополнительного образования детей, занятий в кружках и клубах.