Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников

04.Апр.2014
Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников

З.Т. Поликарпова, директор МАОУ Сибирский лицей г. Томска, награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2010 год), Патриаршей грамотой Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла (2010 год), нагрудным знаком «Почётный работник общего образования Российской Федерации» (2002 год), медалью «За вклад в развитие образования» (2010 год), почетным знаком «Директор года 2013».

С 2010 года в лицее реализуется комплексная образовательная программа «Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников», разработанная авторским коллективом учителей при участии актива обучающихся. Главный замысел программы состоит в педагогическом сопровождении процесса формирования активной позиции молодого человека в создании своего Образа (ценностей, интересов, знаний); приобретения социально-значимого опыта в процессе разноуровневой коммуникации и социально-полезной деятельности. Образовательная программа ориентирована на работу с обучающимися 14-17 лет, имеющими разные потребности и возможности (одаренные и талантливые дети; дети с ограниченными возможностями здоровья; дети из неполных семей и т.д.). Программа реализуется в рамках неформального образования, характеристиками которого являются субъектная мотивация, личное пристрастие, свобода выбора, самообразование, индивидуальный опыт. Организационной формой является разноплановая клубная деятельность, которая ориентирована на развитие социальной активности и творческих начал личности, повышение культурного уровня, организацию общения по интересам с использованием игровых приемов и методов.

Программа включает в себя несколько модулей.

Искусство мышления и убеждения: изучаем, в чем суть чувственного познания и абстрактного мышления. Особенности абстрактного мышления, его главные формы: понятие, суждение, умозаключение. Роль языка в познании. Что такое рефлексия. По мнению ребят, полученные знания и навыки позволяют им грамотно строить свои выступления в рамках последующих модулей.

Технология дебаты и критическое мышление, где постигаем этику дебатов; античную школу риторики; развитие софистики; ораторское мастерство в средневековой Европе; дебаты в США; политические дебаты в России. На вопрос, чему научило участие в дебатах, ребята отвечают: «Честности и уважению другого мнения»; «Защите своей точки зрения»; «Выявлению главной идеи во множестве мнений».

Медиаинформационная грамотность - нацелен на формирование у учащихся различных умений, связанных с восприятием, смысловой обработкой и созданием текста как продукта речевой деятельности. Осуществляется развитие навыков по созданию собственного текста.

В рамках программы организуются также образовательные события.

Профориентационная деловая игра «ШАГ В БУДУЩЕЕ» проводится ежегодно для учащихся 9 классов, которым в конце года предстоит выбрать профиль обучения в лицее: информационно-технический, социально-гуманитарный или химико-биологический. В этом лицею помогают студенты факультета психологии Томского государственного университета. Информация о профессиях, возможностях продолжения обучения в вузах Томска, России и дальнего зарубежья, встречи с успешными профессионалами - родителями оказывает, как показывает практика, существенное влияние на профессиональное и личностное самоопределение обучающихся.

«ЛОМОНОСОВСКИЕ ЧТЕНИЯ», посвященные многогранности таланта М.В. Ломоносова как ученого-энциклопедиста; изучению его личности, отличавшавшейся постоянным стремлением к научному поиску, неутолимой жаждой знаний, упорством и бескорыстием в науке, самоотверженной любовью к своей стране, русскому народу. Ломоносовские чтения – это возможность для учащихся проявить творческие способности, реализовать научные, познавательные и социальные интересы, заложить фундамент своей будущей учебы в ВУЗе и работы в интересующей области. Основными целями Чтений являются повышение образовательного уровня учащихся, формирование исследовательской позиции, развитие социальных компетенций в процессе самостоятельного научного поиска.

КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ ориентированы на духовно-нравственное воспитания подрастающего поколения. Цель Чтений – рассмотреть сущность славянской культуры в следующих аспектах: истоки; традиции и их воплощение в современности; взаимодействие с другими культурами. В рамках идеологии Чтений реализуются социальные и волонтерские добровольческие проекты «Помоги ветерану», «Чистое слово», «Православие и молодежные субкультуры», «Уважение к старшим – залог стабильности общества», «Карьерный рост и понимание «женского призвания» в православной традиции».

Учебно-коммуникативные сборы «ШКОЛА АКТИВА» ежегодно проводятся с выездом на загородную базу для рефлексивного анализа плана работы лицея за предыдущий год и выработки нового плана на следующий год.

В конце каждого учебного года мы изучаем эффективность данной комплексной программы по таким показателям, как личностная, информационная, рефлексивная готовность лицеистов к профессиональному самоопределению.

Наши наблюдения показывают, что показателями личностной готовности являются: сформированность устойчивого интереса к избираемой профессии и целенаправленность мотивов ее выбора; соответствие здоровья, психологических особенностей требованиям избираемой профессии; волевая активность по формированию профессионально значимых качеств.

Показателями информационной готовности являются: полнота и дифференциация знаний о профессиях, путях получения, содержания, условий труда и требований к человеку, овладевающему выбранной профессией; знание своих индивидуальных особенностей и развитие профессионально важных качеств; наличие знаний по общеобразовательным предметам, необходимым для успешного овладения избираемой профессией.

Показателями рефлексивной готовности являются: наличие обоснованного личного профессионального плана и запасных вариантов профессионального выбора; желание пробы своих сил в избранной деятельности и самостоятельная активность по ее осуществлению; осуществление самоанализа, самоконтроля и самокоррекции.

На основе анализа данных, с учетом выделенных критериев и показателей нами сформулированы уровни готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению: высокий, средний и низкий. Знание показателей и уровней готовности лицеистов к профессиональному самоопределению дает возможность выявлять индивидуальные особенности его становления, корректировать деятельность каждого старшеклассника в плане избираемой профессии, давать обоснованные рекомендации по совершенствованию тех качеств личности, которые необходимо учитывать в подготовке к будущей профессии.