Интернет-проект “Бессмысленный и беспощадный … Крестьянский бунт в литературном и историческом творчестве А.С.Пушкина”

04.Апр.2014
Интернет-проект “Бессмысленный и беспощадный … Крестьянский бунт в литературном и историческом творчестве А.С.Пушкина”

Кологерманская Анна Николаевна, Суслова Лариса Сергеевна, Замятина Надежда Антоновна, МБОУ “Гуманитарно-юридический лицей №86”

Данная методическая разработка предназначена для осуществления учащимися образовательных учреждений учебной деятельности за рамками уроков, а также возможность его использование и во внеурочной деятельности (серия уроков, серия внеклассных мероприятий). Ориентирован на обучающихся второй ступени (средние классы).

Главная цель: создание такого проекта, который способен объединить содержание нескольких предметов учебного плана.

Инновационный характер деятельности – межпредметный характер проекта, возможность использования в урочной и внеурочной образовательной деятельности.

Актуальность приобретаемого опыта обучающимися – возможность применения умений, знаний и навыков в образовательной деятельности как для обучающихся, так и для педагогов. В ходе знакомства с данным методическим маршрутом учителя получат опыт, связанный с повышением уровня: профессиональной готовности к реализации требований ФГОС.

При создании маршрута использовалась проектная технология обучения. Класс делился на 6 групп, каждая получала свою проектную задачу, опирающуюся на свою предметную область. Решение задачи предполагало поиск информации, ее обработку, анализ и оформление результатов в заданном формате геоинформационной системы. Решение задачи предполагало организацию совместной работы и поэтому образовательными результатами реализации проекта стали не только полученные новые знания по теме, а также умения работать с источниками, научной литературой, искать информацию в Интернете, использовать при обработке информации возможности Интернета и геоинформационных систем, презентовать результаты деятельности.

В ходе работы обучающиеся осваивали следующие виды деятельности: информационно-поисковая, исследовательская деятельность, при работе с электронными образовательными ресурсами, аналитическая деятельность в ходе обсуждения результатов исследования, прогностическая деятельность в ходе обсуждения результатов исследования.

Базовыми входными требованиями организации данного проекта для учителя являются: опыт организации проектной деятельности, групповой работы; умение работать с источниками, научной литературой, искать информацию в Интернете, использовать при обработке информации возможности Интернета, презентовать результаты деятельности; владеть навыками работы в сети, работой с геоинформационной системой, в том числе с предоставлением различного вида доступа и коллективную работу нескольких пользователей одновременно. Инструкции по работе с картами Гугл: https://support.google.com/maps/?hl=ru

Метапредметные связи данного проекта

1. Исторический аспект написания повести (история и литература).

2. Географический анализ местности, где происходили события повести (география).

3. Изучение эпиграфов, вымысел и правда в романе (русский язык, литература).

4. Математические и физические задачи, составленные на материале повести (физика и математика).

5. Воплощение повести или сцен из нее в различных видах искусства (МХК).

В ходе реализации проекта были осуществлены следующие мероприятия:

Шаг 1

Разбить класс на группы (желательно по интересам) соответственно выбранным для интеграции предметам: “Историки”, “Любители русской словесности”, “Знатоки математики”, “Искусствоведы”, “Знатоки литературы”, “Географы”.

Задание историков - “Составить на карте маршрут движения войск восставших казаков по руководством Е.И. Пугачева на основе анализа “Истории Пугачевского бунта ” А.С. Пушкина”

Задание географов - “Сделать анализ природно-климатических зон в которых происходили события описанные А.С. Пушкиным в “Капитанской дочке” и “Истории Пугачевского бунта”

Задание литераторов - “Составить карту содержания романа “Капитанская дочка”

Задание Любителей русской словестности - “Составить карту эпиграфов романа А.С. Пушкина ”Капитанская дочка”

Задания искусствоведов - “Проанализировать отражение романа А.С. Пушкина в произведениях изобразительного искусства, музыки, кино и театра. Составить карту ”

Задание знатоков математики - “Составить физические и математические задачи по данным произведениям А.С. Пушкина”

Шаг 2

Помочь учащимся распределить в каждой группе роли, выбрать руководителя группы.

Шаг 3

Подготовить список рекомендуемых источников информации, ссылки на справку по работе с Гугл-картами.

Шаг 4

Зарегистрировать Гугл-аккаунт, создать карту.

Шаг 5

Собрать электронные адреса по одному от каждой группы, предоставить доступ к созданной карте.

Шаг 7

Контроль выполнения проектных заданий. Анализ уровня выполнения проекта осуществляется на основе анализа заполнения карты гугл.

Шаг 8

Организовать презентацию результатов исследования по группам.

Шаг 9

Презентовать результат работы над проектом перед классным коллективом с привлечением родителей и заинтересованных педагогов.

Шаг 10

Провести рефлексию.

Рефлексия была проведена в ресурсе “Телешкола.

Для реализации маршрута необходим компьютер и проектор в классе, интерактивная доска или экран, доступ в Интернет (достаточно в кабинете информатики, а также в кабинете, где будет организована защита проекта).

Учащиеся работали как в кабинете информатики, так и дома, поэтому для работы им необходимы компьютер с выходом в Интернет, современный браузер. Для совместной работы над картой, достаточно зарегистрировать один Гугл-аккаунт от группы.

Проект универсален, поскольку он сетевой и интегрированный, поэтому его можно использовать в образовательной урочной и внеурочной деятельности.

Действия педагога универсальны, поскольку проект исследовательский, поэтому применим в любой образовательной области. Универсален, поскольку использован инструментарий интернет - сервисов, которые доступны каждому.

Для создания этого проекта были использованы в качестве предмета изучения два произведения из творчества А.С. Пушкина, при этом объекты изучения были определены с точки зрения предметной принадлежности (история – анализ Пугачевского бунта, сделанный А.С. Пушкиным, литература - отражение бунта в литературном произведении «Капитанская дочка» и т.д.). В этом проявился метапредметный и интегрированный характер проекта. Основным инструментом для оформления проекта стала Гугл-карта, то есть заданная единая форма оформления результатов поисковой работы. Поскольку основная работа была организована во внеурочное время, обучающимся пришлось самоорганизовать процесс реализации проекта. Результаты работы выполняются на разном уровне, и на презентации это отчетливо проявляется. Презентация имеет мощный воспитывающий эффект для обучающихся.