Сетевое партнерство образовательных учреждений общего образования с учреждениями системы среднего профессионального образования

04.Апр.2014
Сетевое партнерство образовательных учреждений общего образования с учреждениями системы среднего профессионального образования

Замятина Н.А., к.и.н., зам. директора по НМР, Курникова Е.В., педагог-психолог, МБОУ «Гуманитарно-юридический лицей № 86»

В практике современной российской школы уже начинают складываться различные формы так называемого сетевого взаимодействия нескольких юридических лиц (образовательных организаций) по эффективному использованию материальных, информационных, кадровых и т.д. ресурсов, но данный опыт не имеет ещё должной поддержки на управленческом уровне, не отработан организационный и нормативно-правовой механизмы регулирования подобных форм взаимодействия. Сетевое партнерство призвано решить организационные вопросы учебно-воспитательного процесса, оптимизировать временные границы обмен информацией между образовательных учреждениями области, сделать более комфортной и мобильной работу его участников на местах, создать возможность аккумулирования методических материалов, шире освоить технические и программные средства участниками учебно-воспитательного процесса.

Педагогическая целесообразность данного взаимодействия обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития личности.

Данное сетевое партнерство может обеспечить:

Доступность качественного образования.

Создание условий для активной деятельности обучающихся через совместную учебно-познавательную, творческую, игровую деятельность, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленной на достижение общего результата деятельности.

Повышение уровня культуры, творческих способностей, функциональной грамотности обучающихся

Умение вырабатывать представления о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и их реализации, включая осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Подобное сетевое взаимодействие организовано и в МБОУ «ГЮЛ №86». Предпрофильная подготовка ежегодно осуществляется в параллели 8 классов через элективный курс «Я и моя профессия», сетевое взаимодействие: практикоориентированные курсы в ДДЮТ (2010-2013), профессиональные пробы в Ижевском Политехническом колледже (ИПК) (2012-2013). В 2012-2013 учебном году ИПК юноши прошли курсы по автомобилестроению, ПДД и электрооборудованию, а девушки обучались парикмахерскому искусству. Учащиеся 7-х классов ежегодно участвуют в профориентационном тренинге на базе ДДЮТ.

Практикоориентированные курсы, организованные Ресурсным методическим Центром (РМЦ) ДДЮТ дали возможность учащимся попробовать свои силы, приложить способности, испытать себя во всех пяти типах профессий: «человек-человек», «человек-природа» «человек-техника» «человек-знаковая система» «человек-художественный образ».

Количественный и качественный анализ анкет с запросом и обратной связью дает представление об эффективности деятельности РМЦ при ДДЮТ

Результаты психолого-педагогической диагностики, проведенной специалистами ДДЮТ перед началом курсов (претест) и по их окончанию позволяют сделать следующие выводы:

1. первоначально около половины учащихся ожидала получить знания (46 %), а ожидания второй половины (48, 2 %) были сосредоточены на личностно-значимом аспекте – возможности общения с друзьями в параллели.

2. Более половины опрошенных по окончанию занятий отмечают, что курсы им дали знания в различных областях. Процент личностно-значимого находится в позитивном балансе.

Результаты представленной диагностики свидетельствуют о достаточно высоком уровне организации обучения в РМЦ ДДЮТ, способствующей получению знаний и развитию умений, эффективности практикоориентированных курсов и их востребованности у подростков.

Профессиональное самоопределение – процесс длительный, которые имеет несколько этапов развития: от полной неопределенности к кризису выбора – мораторий – это активная фаза ориентации в собственных интересах, способностях, а затем формируется мотивированный выбор профессии – сформированная профессиональная идентичность.

Результаты диагностики готовности к выбору профессии (методика «Профессиональная идентичность») среди учащихся 8-х классов за период 2010-2013, подтверждают повышение уровня сформированной профессиональной идентичности на 18% - 20% по сравнению с началом учебного года

Высокий процент учащихся (55% - 56,8%) к концу учебного года находится на стадии кризиса выбора, а это означает психологическую сознательную подготовку к профессиональному самоопределению. Эффективность проведенной предпрофильной подготовки учащихся 8-х классов подтверждает значительное снижение (максимальное значение 31,3 % - 2012 г.) показателя неопределенного статуса профессиональной идентичности. Мотивированный выбор своего профессионального пути сформирован у 34 % - 39% учащихся 8-х классов (по результатам за период 2010-2013 учебные годы).

По каждому классу ежегодно подготавливаются результаты профориентационной диагностики, где отражены выборы профильных предметов у каждого учащегося и выявляются школьники, у которых существуют трудности профессионального самоопределения. Данные учащиеся приглашаются на индивидуальные профконсультации.

В результате работы по программе предпрофильной подготовки, включающей сетевое взаимодействие с ДДЮТ и Политехническим колледжем, у подростков актуализируется процесс профессионального и личностного самоопределения, профессиональные пробы дают возможность учащемуся «примерить» различные профессии на себя, понять в какой профессиональной области наиболее полно могут раскрываться его интересы и способности. В дальнейшем, учащиеся, прошедшие данную программу обучения более сознательно выбирают профиль обучения в старших классах и более четко представляют свой будущий маршрут профессионального образования.