Эффективное взаимодействие с родителями через использование инновационных методик проведения родительского всеобуча

04.Апр.2014
Эффективное взаимодействие с родителями через использование инновационных методик проведения родительского всеобуча

Фисенко Ирина Николаевна, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ "Гуманитарно-юридический лицей №86"

Во взаимодействии с родителями лицей всегда стремится к тому, чтобы быть более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу и сотрудничеству с родителями.

Работа лицея с семьями учеников, как информирование, так и просвещение, направлена, с одной стороны, на помощь родителям и, с другой стороны, на стимулирование сотрудничества с семьями. В этом мы видим жизнеспособность системы воспитания в лицее. Безусловно, родители наших учеников отличаются друг от друга и материальным положением, и мировоззрением, и поэтому предварительная работа по определению родительского запроса по актуальным вопросам воспитания проводится тщательно и продуманно и осуществляется через разработанные психологами анкеты, которые проводятся в каждом классе. В эти анкеты включены вопросы по удовлетворенности жизнедеятельностью в лицее участниками образовательного процесса и формированию родительского запроса по вопросам воспитания. Запрос формируется через консультативную социально-психологическую службу, через индивидуальные беседы классных руководителей с родителями на заседаниях родительского комитета, на родительских собраниях, через социологические опросы.

Целью педагогического всеобуча является осуществление деятельности, которая охватывает разнообразные формы популяризации психолого-педагогических знаний среди родителей. Инновационный подход в проведении родительского всеобуча мы видим в использовании таких формах работы с родителями, как

- Проведение открытых родительских собраний для молодых классных руководителей;

- Проведение семинаров для классных руководителей, которые направлены на увеличение арсенала способов проведения родительских собраний «Семья в контексте глобальных изменений»;

- Использование нестандартных форм проведения родительских собраний,

- Создание Общешкольного родительского Актива;

- Использование новой формы подведения итогов года - Ассамблея достижений, которая проводится как расширенное заседание родительского комитета лицея. На этой встрече отчитывается администрация лицея, награждаются самые активные родители, проводится анкетирование родителей.

- Система профилактического обучения родителей дошкольников;

- Проведение научно-практических родительских конференций.

Основные формы и методы работы лицея с родителями учащихся можно разделить на 2 группы: коллективные и индивидуальные. К коллективным формам работы относятся педагогиче-ский лекторий, университеты педагогических знаний, тематические заседания общешкольного родительского комитета, научно-практические конференции, родительские собрания.

Цель педагогического лектория - привлечение внимания родителей к современным проблемам воспитания. Эта форма предполагает вооружение родителей систематическими знаниями основ теории воспитания. Педагогический лекторий лучше начинать в I - II классах, так как здесь закладывается отношение к школе, педагогическому просвещению. Занятия проводят директор, заместители директора, социальный педагог, специалисты медицинских учреждений и профилактических центров. Обычно лекторий посвящен определенной теме педагогического просвещения и объединяет родителей одной или двух параллелей.

Плодотворное сотрудничество с родителями в лицее осуществляется через работу общешкольного родительского комитета. Задача комитета - содействие администрации лицея в решении внутришкольных и внешкольных задач. Родительский комитет помогает лицею:

- в организации педагогической пропаганды среди родителей;

- в организации общих родительских собраний, докладов и лекций для родителей;

- в организации охраны жизни и здоровья детей.

Одной из действенных форм работы в лицее являются общешкольные родительские собрания. Регулярность и заблаговременная повестка собрания, сформулированная цель и четкая постановка задач и вопросов для обсуждения, помогают собрать большую часть родительской общественности. Очевидно, что общешкольные родительские собрания, периодичность которых – 2 раза в год для каждой параллели, дают возможность родителям увидеть результаты и перспективы деятельности лицея в целом. Сделать информирование более наглядным помогает использование подготовленных компьютерных презентаций.

Работа по повышению педагогической культуры родителей наиболее уместна на классных родительских собраниях. Важно то, что зачастую повестка дня является следствием тех вопросов, по которым родители были проинформированы на общешкольном собрании. При проведении родительских собраний используются интерактивные формы, такие как:

1. Групповая работа на заданную тему.

Родительское собрание включает в себя 2 этапа:

- Информирование родителей о возрастных изменениях, происходящих с детьми этого возраста и глобальных социальных изменениях, затрагивающих семью.

- Групповая работа родителей. Родители делятся на группы (всего было 4 группы по 5 – 6 человек). Задача каждой группы – символически выразить (на листе ватмана), как социальные изменения отражаются на детях класса. Эффективность данной формы работы оценивается через активность и общую вовлеченность в общий аналитический диалог всех участников собрания, через сплочение родителей при работе на поставленную цель, через продуктивный обмен опытом.

2. Форма обсуждения проблемы за круглым столом. Цель: разработка путей педагогической коррекции проблем в поведении ряда учеников класса. Форма круглого стола позволяет выровнять позиции педагогических работников и родителей, свободно выражать свое мнение. Эффективность данной формы в достижении взаимопонимания по ряду вопросов обучения и воспитания.

3. Форма диспута в родительских группах. Проводят педагоги начальной школы, работающие по программе развивающего обучения. Цель: активное вовлечение родителей в вопросы развивающего обучения. Родителям предлагается разделиться на группы по принципу «те, кто полностью принял РО» и «те, кто сомневается». Между группами организуется диалог «вопрос-ответ».

Уже который год в лицее проводятся психолого-педагогические конференции родителей по проблемам воспитания. Конференция – форма педагогического просвещения, предусматриваю-щая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, по обмену опытом, конференции матерей, конференции отцов. Цель конференций - просвещение родителей по актуальным вопросам и формирование активной педагогической позиции. Проблемы взаимоотношений отцов и детей, особенности гендерного воспитания и обучения, профилактика наркомании – это далеко не все вопросы, поднимаемые на родительских конференциях. Конференции проводятся один раз в год. Темы конференций: "Я и мой ребенок", «В семье растет сын», «В семье растет дочь», «О ребенке и его здоровье».

Взаимодействие с родителями будет эффективным, если педагоги и родители исходят из со-гласованных взглядов на цели, средства и методы воспитания, разделяют заботу об эмоциональном благополучии ребенка и его успешном развитии, придерживаются единого подхода в организации распорядка дня, питания, образовательного процесса. Эффективность работы по взаимодействию с семьей в выстраивании партнерских отношений родителей и педагогов.