На пути к успеху

04.Апр.2014
На пути к успеху (из опыта социокультурной проектной деятельности учащихся МАОУ «Лицей № 10»)

Пупырев Алексей Иванович, социальный педагог, руководитель социально-культурных проектов МАОУ «Лицей № 10» г. Пермь

«Человек существует лишь настолько,
насколько себя осуществляет».
Ж.П. Сартр

Из опыта социокультурной проектной деятельности учащихся МАОУ «Лицей № 10»

В современном, быстро изменяющемся мире нам нередко, как Алисе в Стране Чудес, «приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее!»

Мир изменился. Мир стал другим. И сегодня мы все больше осознаем ту потребность, которая диктуется «духом времени» - потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы успешно адаптироваться  к новым социально-экономическим условиям, быть компетентными, способными к самообразованию, саморазвитию, самореализации своих потенциальных возможностей.

Мы нуждаемся в людях, умеющих самостоятельно принимать решения, инициативных, изобретательных, способных создавать инновационные потоки, быстро воспринимать внутренние и внешние вызовы и эффективно адаптироваться к ним.

Мы нуждаемся в людях, способных импровизировать в ситуации, никогда ранее не возникавшей, способных приспособиться к любым условиям и обстоятельствам жизни.

Однако в условиях традиционной классно-урочной системы обучения, основанной на знаниевой парадигме, развить эти, абсолютно необходимые для успешного существования в новом мире качества, практически невозможно.

Одним из путей преодоления данного разрыва является поиск новых образовательных технологий. В этой связи интерес вызывает метод проектов, который позволяет перевести обучение в пространство тех культурных практик учащихся, которые по-настоящему культуросообразны их жизненным смыслам, интересам, устремлениям и являются творческими.

Процесс обучения при этом должен стать процессом деятельности учащихся, направленный на получение конкретного результата, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. В этом заключается суть проекта.

Чтобы добиться такого результата, необходимо научить учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умение прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умение устанавливать причинно-следственные связи. Компетенции, нарабатываемые учащимися в процессе проектирования, в отличие от «накопительно-знаниевого» обучения формируют осмысленное исполнение жизненно важных умственных и практических действий. Другими словами, формируются составляющие познавательной, информационной, социальной, коммуникативной и других компетенций.

И еще… «В результате проектной деятельности у учащихся формируется способность думать и раскрывать суть любой проблемы, возникает ли она в классе…, или в дальнейшей карьере, и что более важно, в повседневной жизни». (К. Мак-Гроу) Такая работа, судя по практическому опыту, позволит многим из ребят чувствовать себя свободнее, самостоятельно думать, не быть серой массой. Совершаемые в процессе такого продуктивного образования «открытия» могут стать для учащихся «толчком к началу самодеятельного строительства культурных обстоятельств собственной жизни» (Д.В. Григорьев), что является важнейшей задачей любого образования, основанного на идее формирования думающего человека, человека – творца, автора.

В итоге открывается путь к формированию здоровой, сильной личности, которая «самоактуализируется», наиболее полно раскрывая свои потенциальные возможности. И этот путь самоактуализации , по мнению А. Маслоу, в принципе открыт любому человеку, и надо стремиться к созданию внешних и внутренних условий, которые сделают реальным движение в этом направлении. Следовательно, задача школы (в данном контексте) – это создание условий для успешного овладения технологией проектирования, развития и поддержки молодежных инициатив, вовлечение учащейся молодежи в реальные дела. Для этого в нашем Лицее создана система социально – культурного проектирования, которая отвечает интересам и потребностям учащихся, предлагая им культурные формы их реализации. Основой этих интересов и потребностей является ориентация молодых людей на пробу своих возможностей в разных сферах: интеллектуальной, творческой, культурной, социальной, межличностной.

Одной из ярких иллюстраций проектной деятельности учащихся Лицея является пилотный проект «Дети Декабря», который был успешно реализован в 2012 – 2013 учебном году.

Основная концепция проекта заключалась в том, чтобы на основе созданного учащимся документального фильма организовать дискуссионный клуб по обсуждению проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Была создана рабочая (проектная) группа из числа учащихся десятых классов, которая наряду с поставленной проблематикой определила задачи проекта, партнеров, материально – технические ресурсы и круг лиц, которые станут непосредственными участниками (персонажами) фильма.

Был создан сценарный план фильма, сюжет которого развивался на базе двух образовательных учреждений г. Перми – Специальной (коррекционной) школы для детей с ограниченными возможностями здоровья № 152 и Лицея № 10.

Для осуществления съемок фильма были организованы мастер-классы по операторскому мастерству, искусству диалога (интервьюирование), организации дискуссии. И работа началась. Как вспоминает один из участников проекта, «уже на стартовом этапе стало ясно, что мы сможем справиться».

Ребята действительно справились. Они сняли фильм. Сняли по всем законам жанра. И в своем фильме («Дети Декабря») они ответили на свой же поставленный вопрос: могут ли дети с ограниченными возможностями здоровья учиться в обычной, а не в специальной школе?

Этот проблемный вопрос стал лейтмотивом не только фильма, но и программных мероприятий («Один день в Лицее», «Масленица») для учащихся школы № 152, а так же дискуссионной встречи по проблеме образования, условий жизни и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Фильм стал победителем конкурса «ВУЗ – ФЛАЭРТИАНА» в 2013 г. Дискуссионная встреча (киноклуб) получила высокую оценку жюри этого международного конкурса. Но основная оценка работы по проекту прозвучала в словах руководителя проектной группы, учащегося Лицея, Александра Пахомова, который написал в своей рефлексивной записке: «Сейчас я понимаю, что время создания фильма «Дети Декабря» было одно из самых полезных и интересных в моей жизни».

Комментарии излишни.

На пути к успеху (из опыта социокультурной проектной деятельности учащихся МАОУ «Лицей № 10»)

На пути к успеху (из опыта социокультурной проектной деятельности учащихся МАОУ «Лицей № 10»)

На пути к успеху (из опыта социокультурной проектной деятельности учащихся МАОУ «Лицей № 10»)

На пути к успеху (из опыта социокультурной проектной деятельности учащихся МАОУ «Лицей № 10»)

На пути к успеху (из опыта социокультурной проектной деятельности учащихся МАОУ «Лицей № 10»)

На пути к успеху (из опыта социокультурной проектной деятельности учащихся МАОУ «Лицей № 10»)

На пути к успеху (из опыта социокультурной проектной деятельности учащихся МАОУ «Лицей № 10»)

На пути к успеху (из опыта социокультурной проектной деятельности учащихся МАОУ «Лицей № 10»)