Профессиональное самоопределение гимназистов

07.Апр.2014
Профессиональное самоопределение гимназистов

Е.С. Насенкина, педагог дополнительного образования МБОУ «Гимназия» г. Лесосибирск Красноярского края

Уже давно ни для кого не секрет, что поступление в престижный вуз, выбор профессии - это победа, одержать которую под силу только работоспособным и целеустремленным учащимся старшей школы. Знания, получаемые учащимися в школе и требования, предъявляемые при поступлении в ВУЗ, зачастую далеки друг от друга. Помочь в преодолении барьера талантливому ученику может обучение в школе, где правильно простроена работа по профориентации.

Одним из направлений в работе со старшеклассниками в нашей гимназии является создание системы действенной профориентации, которая бы способствовала формированию у подростков и молодежи потребности в профессиональном самоопределении в соответствии с желаниями, способностями каждой личности и с учетом социокультурной ситуации в городе. Подростковый возраст относится к числу критических периодов возрастного развития. В этот период у подростков происходит кардинальные изменения в сфере сознания, деятельности и в системе взаимоотношений. Процесс профессионального самоопределения – чрезвычайно значимый в этом возрасте момент личностного развития. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадут с требованиями профессии. Помочь ребенку правильно решить проблему профессионального выбора, призвана профориентация. Существенную помощь подросткам в формировании личности, в обучении принимать жизненно важные решения, поиске цели в жизни, в выборе профессии может оказать профориентационная работа педагогов. Создание профориентационного проекта «В поисках своего призвания» обусловлено тем, что, одной компьютерной диагностики не достаточно. В данном проекте используются рекомендации по организации занятий с элементами социально-психологического тренинга. Предлагаемые в них методы, адаптированы для использования их педагогами-организаторами и социальными педагогами. В рамках данного проекта мы предполагаем организацию комплекса мероприятий, направленных на формирование жизненной позиции по выбору профессиональной деятельности.

Основными задачами проекта являются:

- сформировать положительное отношение к труду;

- научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;

- научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

Краткое содержание проекта

1 блок (начальные классы):

Конкурс рисунков «Профессии, которые мы знаем».

Конкурс видео-презентаций «Профессии, которые мы знаем»

2 блок (среднее звено):

Курс занятий «Все в твоих руках».

1 занятие.

Цель: Познакомить школьников с миром профессий, опираясь на классификацию Е.А.Климова. Знакомство с потребностями рынка труда в кадрах, с проблемой не престижных профессий.

2 занятие. Цель: Раскрыть секрет выбора идеальной профессии. Закрепить полученные знания на практике.

3 занятие. Цель: Познакомить школьников с тем, как и где можно получить профессию. Выяснить знают ли они в чем сущность выбранной ими профессии.

4 занятие. Цель: Создание условий для активных самостоятельных действий самих школьников в контексте выбора своего профессионального будущего. Подведение итогов всего курса занятий, награждение самых активных из ребят.

5 занятие. Брей - ринг.

Цель: Активизировать школьников и посмотреть на практике усвоение полученных знаний

3 блок (старшее звено):

Курс занятий «Дети 21 века».

1 занятие «Знакомство со старым и новым»:

Цель:

- Вспомнить прошедшие ранее занятия.

- Устранить пробелы в знаниях.

- Формирование установки учащихся на профессиональное становление и саморазвитие в рамках занятий.

2 занятие «Выбор и получение профессии».

Цель:

- Повышение у учащихся знаний о мире профессии труда.

- Помочь учащимся, более осознано подойти к своему профессиональному выбору.

3 занятие «Рынок труда. У меня все получится!»

Цель:

- Перспектива тех или иных профессий на рынке труда.

- Успешность преодоления возникающих проблем.

- Формирование и закрепление у учащихся позитивного отношения к выбору профессии.

В конце учебного года мы имеем результаты проекта:

- повышение мотивации молодежи к труду;

- оказание адресной психологической помощи учащимся МБОУ «Гимназия» в осознанном выборе будущей профессии;

- обучение подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

- ориентация учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.

Выбор профессии сегодня — это не всегда и не обязательно выбор судьбы вообще. Это — нормальный процесс осмысления человеком себя в контексте культуры и ее ценностей, эпохи и ее социальных ожиданий и нахождения своего места в мире «здесь и сейчас». Будет меняться мир, буду меняться и я. И наоборот, я расту, меняются мои приоритеты. Если человек личностно свободен и оснащен необходимыми инструментами самоанализа, постановки целей и их достижения, если он умеет анализировать ситуацию и соотносить ее со своими интересами, если он умеет работать с информацией и превращать ее в знание и выбор — он прошел хороший курс профориентации в школе.

Подготовка учащихся к осознанному выбору профессии - важная социально-педагогическая задача школы. Переход на предпрофильное и профильное обучение актуализировал необходимость проведения специальной работы, направленной на оказание учащимся и родителям помощи в определении дальнейшего образовательного маршрута с учетом индивидуальных способностей и возможностей.

Самым важным, неотложным и трудным делом становится для старшеклассника выбор профессии.

Старшеклассники существенно отличаются друг от друга не только по темпераменту и по характеру, но и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разной степенью самосознания. Индивидуальные особенности проявляются и в выборе жизненного пути.

Как уже говорилось, профессиональное самоопределение начинается в детстве, а заканчивается в ранней юности. Определяющее значение в учебной деятельности приобретают мотивы самоопределения и узкопрактические, в выборе профессии – мотивация выбора профессии у юношей не подвержена изменению с возрастом. У девушек происходит переход от мотивации на общественные нужды к общей мотивации на профессию.

Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. На этом этапе ученики должны уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов. В это время у учащихся формируется отношение к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией.

Профессиональные планы юношей и девушек недостаточно корректны. Реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений, они чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления.

Ещё один момент, связанный с самоопределением, — изменение учебной мотивации. Старшеклассники, ведающие деятельность которых обычно называют учебно-профессиональной, начинают рассматривать учёбу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют главным образом, те предметы, которые будут нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость (если они решили продолжить образование). Отсюда и недостаточное внимание к “ненужным” учебным дисциплинам, и отказ от того подчёркнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди младших подростков.

Профессия все больше начинает рассматриваться и как средство для достижения жизненного успеха, и как средство для нахождения своего места в обществе, и как средство самореализации личности. Проблема самоопределения становится актуальной как для самого ученика, так и для общества. Адекватное профессиональное самоопределение - это главное достижение успеха в профессиональной деятельности.

Профессиональное самоопределение является центральным новообразованием ранней юности. Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. У всех старшеклассников вырабатывается мировоззрение – система убеждений. Отсутствие мировоззренческого выбора, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений, затрудняет процесс профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение включает развитие самосознания у старшеклассника, формирование его «Я-концепции». Самооценка старшеклассника – устойчива, высока, сравнительно бесконфликтна, адекватна. Происходит изменение учебной мотивации в старших классах. Учеба становится базой, предпосылкой для будущей профессиональной деятельности. К моменту профессионального самоопределения выпускники не готовы сделать зрелый, полноценный выбор. Поэтому необходимо изучить вплотную проблему оптимизации профориентационной деятельности в учебных заведениях.