Организация и создание специальных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

07.Апр.2014
Организация и создание специальных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Вязгина Людмила Федоровна, зам директора по УВР, учитель 1 с(к)класса, МБОУ «Школа-интернат № 4» г. Н.Новгорода

Группа детей с нарушениями в развитии по статистическим данным ряда стран составляет от 4,5 до 11% в зависимости от того, какие нарушения учитываются. Число таких детей, к сожалению, из года в год возрастает, ибо возрастают факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания родителей, неблагоприятные экологические ситуации, профессиональные вредности до рождения ребенка, курение и алкоголизм родителей же, неполные семьи, неблагоприятный психологический климат в семье и в школе.

Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а именно задержкой психического развития (далее ЗПР) тревожит. Для них нужны специальные условия обучения, где наряду с общими задачами решаются и задачи коррекции недостатков психического развития.

В самом же общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно, с отставанием от нормы. Ограничение психических и познавательных способностей не позволяют ребенку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет им общество. Как правило, эти ограничения впервые отчетливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребенок приходит в школу. У такого ребенка гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остается ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слаборазвитая произвольная сфера (умение сосредотачиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет младшему школьнику полноценно осуществить учебную деятельность: он очень быстро устает, истощается. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать ребенок не в состоянии самостоятельно, без специальной педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы. Эти трудности усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи вследствие чего ребенок плохо овладевает навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь.

Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот скован, заторможен, пуглив и плаксив. Такие взаимоотношения со средой есть хроническая дезадаптация, из которой опять-таки ребенок без педагогической помощи выйти не может.

Однако в работе с детьми важно учитывать и видеть не только вышеперечисленные ограничения, но и правильно оценивать потенциальные возможности детей с ОВЗ. При условии систематической коррекционной поддержки (именно на это направлена коррекционная работа), при индивидуально-дифференцированном подходе, интеллектуальной стимуляции, общеукрепляющего оздоровления школьники с ОВЗ имеют благоприятный прогноз развития.

Создание коррекционно-реалибитационного пространства в стенах школы-интерната подразумевает комплексный интегрированный поход к ребенку – это первое. Но не замыкается в ней: связь с профилактическими, лечебными учреждениями, а также учреждениями дополнительного образования. Структура же лечебно-оздоровительного комплекса внутри школы ставит цель: создание условий для развития физически, психически, нравственно и, в определенной мере, интеллектуально здоровой личности. Создание этого пространства начинается с момента комплектования:

1. Всесторонний учет индивидуального здоровья учащихся, особенностей их возрастного, психофизического и духовно-нравственного состояния и развития на момент поступления в школу в рамках районной ПМПК, в состав которой входят и специалисты школьного консилиума. Таким образом, соблюдается основополагающий принцип здоровьесбережения: личностно-ориентированное, ресурсное обучение.

• Индивидуально-дифференцированный подход к ребенку на основе заключения специалистов, комплектование специальных (коррекционных) классов VII вида, наполняемость которых 12 человек, Адаптированные для с(к)к учебные программы

• Детальная первичная диагностика специалистами школьного консилиума: состояние речи, уровень развития или степень задержки психических и мыслительных процессов (речевые карты, диагностика психолога и дальнейшие индивидуально-коррекционные занятия с ними)

• Гибкая образовательная среда, т.е. возможность выбора при успешном обучении и изменение образовательного маршрута (переход в общеобразовательный класс, не оставляя интерната)

• Валеологическое сопровождение, использование элементов лечебной педагогики в образовательном процессе. Авторская программа учителей и воспитателей школы по валеологии систематизирует работу в этом направлении, способствует повышению уровня информированности детей о способах сохранения здоровья, устанавливает приоритеты ЗОЖ.

• Школа является инновационной площадкой областного уровня по теме: «Моделирование индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях интегрированного образования»

• Медицинская реабилитация, мониторинг здоровья

Принципы педагогической поддержки детей с ЗПР:

• Подача инструкций: задания одноцелевые, ступенчатые, для проблемных детей – многократные

• Дозировка заданий и частота их чередований с учетом быстрого истощения внимания, разнообразие видов заданий

• Игра

• Красочный наглядный материал

• Индивидуально-дифференцированный подход

• Проверка само – и взаимопроверка, как обязательный этап любой о работы (формируются навыки самоконтроля)

• Оречевление (вербализация) своей деятельности

• Стимулирование познавательного интереса многообразием приемов занимательности: иллюстрирование (азбука в картинках), драматизация, игры, кроссворды, приемы мнемоники (стихи), олицетворения, гиперболизация, возбуждение эмоций удивления, новизны, сомнения, достижения оптимистического настроя, никакой серости и скуки

• Развитие ассоциативного мышления, биоадекватные уроки (элементы ноосферного образования)

• Активное использование интерактивных досок, медиапрезентаций

Неотъемлемой частью лечебно-педагогической работы в интернате является оздоровительный режим: 5-ти разовое бесплатное питание в определенные часы, дневной сон, игры на свежем воздухе. Создание благоприятной психотерапевтической среды, ее психологическая безопасность; красочное оформление классных и игровых комнат, столовой, коридоров, радостная атмосфера детских праздников и спортивных мероприятий. Благоприятность обстановки создается и культурой ежедневного общения, доброжелательностью, не исключающей требовательности – вот необходимые условия, когда школа становится родным домом.

Состояние здоровья в учебном процессе поддерживается и дидактическими средствами: артикуляционная, пальчиковая, дыхательные гимнастики.

Массаж и самомассаж, как вид пассивной гимнастики, физминутки, паузы, динамические перемены, логоритмические упражнения, релаксация.

Возможности коррекции, развития, реабилитации и оздоровления значительно расширяются во внеурочное время. Режим дня обеспечивает разумное чередование активного отдыха, труда, занятий по интересам. В таких условиях успешнее решаются и вопросы укрепления здоровья детей, начиная с формирования санитарно-гигиенических навыков, утренней гимнастики и закаливающих процедур до проведения массовых мероприятий и баланса двигательной активности. Формы традиционные: ЛФК, спортивные секции, дни здоровья. Привлекаются к этой работе и родители, их сохранная часть. Развивающие игры, способствующие формированию саморегуляции, подвижные игры в том числе.

Составлен сборник этих игр, под редакцией коллектива воспитателей школы. И опять с учетом специфики: учить правильно понимать окружающий мир, сопереживать другому, адекватно оценивать себя. Обучать агрессивных детей навыкам безконфликтного общения, компромиссу. Снимать коммуникативную тревожность у замкнутых детей.

Большая работа ведется по коррекции коммуникативной деятельности, создании условий для возникновения потребности сотрудничества со взрослыми и детьми, желания общаться на познавательные темы. Задачи по коррекции коммуникативных функций речи решаются на специально организованных занятиях воспитателей, учителей, специалистов. В результате коррекционной работы по нормализации общения наблюдаются существенные изменения в поведении детей: они научились сосредотачиваться на задаче, удерживать ее в течение длительного времени. У детей появилась уверенность в себе, потребность в уважении к себе, любознательность.

Результат: многолетнее обучение без второгодников. Круглосуточная занятость детей.