Организация социально значимой деятельности обучающихся в условиях обновления стандартов образования

07.Апр.2014
Организация социально значимой деятельности обучающихся в условиях обновления стандартов образования

Степанова Светлана Александровна, заместитель директора по ВР, учитель истории и обществознания, МБОУ СОШ № 5 г. Губкинский ЯНАО

Практика реализации социальных проектов — это настоящая жизненная школа, уроки которой помогут вам, как в обычной жизни, так и в самых неожиданных обстоятельствах.

Работая над социальным проектом, решая социальные проблемы конкретного сообщества, принимая на себя ответственность за будущее своего родного поселка или города, вы тем самым становитесь Личностью, Гражданином, Жителем планеты Земля.

А.С. Прутченков

Основная миссия российской школы сегодня: обучение и воспитание мыслящих людей, имеющих систему нравственных убеждений и волю, готовых и способных активно участвовать в развитии России, защите её национальных интересов, становлении гражданского самосознания, преодолении социальной пассивности и апатии.

ФГОС второго поколения регламентируют переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного развития обучающихся. В условиях реализации ФГОС будут созданы условия для формирования у школьников лидерских качеств, их участия в реализации социальных проектов и программ, увеличиваются возможности школы в расширении спектра предоставляемых образовательных услуг. Новые социальные требования, выдвинутые государством к системе образования, призваны обеспечить воспитание нравственных, инициативных, коммуникабельных, предприимчивых, ответственных, социально активных граждан. Поэтому выбранная тематика проекта представляется нам актуальной.

Социально значимая деятельность детей - это благотворительные мероприятия для сверстников и пожилых людей; благоустройство города, двора, школы; охрана природы и памятников культуры; проведение игр и творческих занятий с детьми и многое другое, что способствует личностному и профессиональному самоопределению подростка, приобщает его к ценностям волонтерского движения в социальной сфере. Социальные проекты могут научить детей самостоятельно разрешить самые разные жизненные ситуации, они дают возможность лично включиться в деятельность по улучшению социальной ситуации в местном социуме. Сегодня задачей педагогического коллектива является определение путей повышения эффективности процесса организации социально значимой деятельности обучающихся посредством широкого внедрения в процесс внеурочной деятельности технологий социального проектирования, которые позволят обучающимся получить опыт социального взаимодействия, приобрести социальные навыки, познать не только внешнюю, но и внутреннюю сторону социальной действительности, а также сформировать социально-личностные компетенции. Детально изучив проблему, пройдя ряд практических шагов по внедрению социального проектирования в жизнь школьников мы пришли к выводу, что процесс социально-педагогического сопровождения социально значимой деятельности будет эффективным если:

- удовлетворяются потребности школьников в общении, творчестве и самореализации;

- каждому школьнику обеспечивается позиция активного участника;

- в процессе организации социально значимой деятельности школьников используются социокультурные возможности города.

Полученные результаты:

Ежегодно обучающиеся и преподаватели школы принимают участие в разработке и реализации социально-значимых проектов

2010 год «Живая память», посвящённый 65-летию Великой Победы. Победитель регионального этапа Всероссийской акции «Я – гражданин России», лауреат Всероссийского конкурса по социальному проектирования «Интеллектуальная инициатива».

2011 год «Твори Добро!», посвящённый Году равных возможностей в ЯНАО. Победитель муниципального и призёр регионального этапов Всероссийской акции «Я – гражданин России», проект вошёл в число лучших работ на V-м Международном конкурсе "Уроки благотворительности".

2012 год в рамках реализации социально значимого проекта «Твори Добро!» была проведена II ежегодная благотворительная акция, направленная на оказание адресной помощи детям с ограниченными физическими возможностями и привлечение внимания общественности к проблемам детей-инвалидов.

В настоящее время реализуется проект «Школьная газета», как одно из направлений эффективных преобразований школьной среды; газета «Четыре четверти» получила II место в региональном конкурсе школьных и студенческих СМИ.

Ряд социально значимых мероприятий проводится в рамках ежегодной общероссийской Весенней недели добра.

Организационно-методические результаты:

• В учебный план образовательной организации введён курс «Основы проектной деятельности» в10-11 классах, в рамках внеурочной деятельности для учащиеся 1-6 классов организована проектная деятельность.

• Подготовлены методические рекомендации по разработке социальных проектов, представлены на Всероссийском конкурсе «Растим патриотов России» , на V-м международном конкурсе «Уроки благотворительности».

• Проведены тренинги с классными руководителями по применению технологии социального проектирования, деловая игра с обучающимися 5-11 по технологии разработки и защиты проекта.

Познакомиться с материалами по проектной деятельности можно на сайте http://s5gub.ru/