Внеклассная работа по предмету – способ формирования социальной и коммуникативной компетентностей обучающихся

04.Апр.2014
Внеклассная работа по предмету – способ формирования социальной и коммуникативной компетентностей обучающихся

Костина Мария Александровна, учитель немецкого языка МОУ «Лицей № 40»

Инновации в системе образования связаны в первую очередь с переменами, происходящими в быстро развивающемся обществе. Информация сегодня обновляется с чудовищной быстротой, объём человеческого знания удваивается каждые 3-4 года. Происходящие в современном обществе перемены, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. В связи с этим, приоритетным направлением учебной деятельности становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. В новом ФГОС предложена новая структура учебного плана, в состав которого в качестве компонента включена внеурочная деятельность, составляющая четверть всей учебной нагрузки. Это позволяет значительно расширить права участников образовательного процесса по удовлетворению образовательных запросов.

В нашем лицее функционирует единая система урочной и внеурочной деятельности по немецкому языку. Опыт учителей свидетельствует о том, что изучение любой программной темы может быть продолжено во внеклассной работе по предмету. Внеклассные занятия обобщают изученный материал, дополняют его, демонстрируют учащимся результаты овладения языком и способствуют дальнейшему совершенствованию метапредметных умений и навыков. Я считаю важным в процессе работы выбирать такие внеклассные мероприятия, которые наиболее полно помогают в решении практических, общеобразовательных и воспитательных задач, способствуют созданию мотивированных ситуаций, успешной социализации личности каждого учащихся, а также удачно сочетаются со всей системой учебно-воспитательного процесса.

Внеклассная работа по немецкому языку реализуется мной в организации деятельности по собственно разработанной программе дополнительного образования «Немецкий клуб». Первоначально программа охватывала все возрастные категории учащихся. Важным является тот факт, что вместе с развитием клуба растут и развиваются учащиеся, которые участвовали в деятельности клуба с начала его основания.

Главная цель программы «Немецкий клуб» - формирование коммуникативной и межкультурной компетенции, приобщение к другой культуре и готовность осуществлять общение средствами иностранного языка.

Возможности программы в реализации деятельностного подхода и развитии универсальных учебных действий представляют особый интерес. Это связано с тем, что обучение иностранному языку  - одно из приоритетных направлений современного школьного образования. Иностранный язык характеризуется межпредметностью и полифункциональностью, обеспечивает развитие коммуникативной компетенции, способствует развитию УУД: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных. На занятиях кружка присутствуют такие виды деятельности, которые естественным образом встраиваются в систему универсальных учебных действий как, например:

продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

умение слушать и вступать в диалог;

знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими;

учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;

установление  причинно-следственных связей;

применение методов информационного поиска, в том числе, с помощью новых информационных технологий;

формулирование проблем и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

уважение и принятие народов других стран мира и толерантное отношение к окружающим;

осознание высокого престижа знаний иностранных языков;

формирование системы ценностных отношений к себе и другим участникам образовательного процесса;

составление плана и последовательности действий в работе над проектом;

рефлексия или оценка деятельности -  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

поиск информации в словарях, энциклопедиях, в сети Интернет, в электронных книгах, каталогах, архивах, с помощью поисковых программ, в базах данных, в социуме, в аудио-, видеоисточниках.

За время существования клуба были проведены встречи, посвящённые различной тематике. Например, мастер-класс «Узнай больше о рождестве в Германии», в рамках декады гуманитарных наук встреча участников клуба по теме «Что в имени тебе моём. Произведения А.С. Пушкина в Германии», неоднократно «Немецкий клуб» собирал любителей немецкого кинематографа, заставляя задуматься после кинопросмотра о самом ценном в жизни каждого человека – общении с близкими и друзьями, о важности человеческих взаимоотношений.

С переходом на новый ФГОС в деятельности клуба появилось новое направление – тьюторское сопровождение младших школьников. Так, например, старшими участниками клуба была проведена интеллектуально-познавательная игра по станциям «Учить немецкий язык – в радость!» Цель визита участников немецкого клуба в начальную школу, а также задачи игры по станциям были поставлены и сформулированы самими учащимися 8-9 классов. В результате был оформлен тематический плакат – передача социального опыта от старших учеников малышам, которые только начинают изучать немецкий язык. Главной задачей ребята назвали – информирование учащихся 4-ых классов о  Германии, традициях и культурной жизни, политике и спорте страны изучаемого языка. Во-вторых, повысить интерес к изучению немецкого языка и мотивацию к получению новых знаний. В-третьих, научить внимательному слушанию, запоминать информацию и уметь сообщить полученные новые знания, т.е. развитие коммуникативных навыков. В-четвёртых, расширение лексического запаса и кругозора четвероклассников. Цели и задачи игры помогли участникам клуба определить названия станций: «музыкальная», «историческая», «спортивная», «литературная», «страна и люди», «ими гордится Германия». Предлагая названия станций, ученики отталкивались от своих собственных интересов, накопленных знаний по предмету, которыми они могли и хотели бы поделиться с младшими участниками клуба. В течение всех этапов работы по подготовке мероприятия старшеклассники советовались со мной, согласовывали утверждённый в группе сценарий действий. Среди участников клуба, проводивших игру, было избрано компетентное жюри, был продуман конкурс для капитанов команд, составлены маршрутные листы для каждой команды, заранее заготовлены призы для участников интеллектуально-познавательной игры.

В нашем лицее начальная школа расположена в отдельном здании, и ученики начальной школы очень ждали и готовились к встрече с ребятами 8-9-ых классов. Они с удовольствием слушали  новую информацию, отвечали на вопросы старших учеников. Все команды справились с заданиями и были награждены в разных номинациях, каждый ребёнок получил в память о мероприятии немецкий флажок (идея ученицы 6 «А» класса, смастерила также самостоятельно) смайл и сладкий презент. По итогам конкурса капитанов команд получилась ничья, оба капитана, вышедшие в финал, достойно отвечали на сложные вопросы, и поэтому жюри приняло решение наградить обоих капитанов, подарив им книги приключений на немецком языке.

По итогам рефлексии, организаторы встречи – старшеклассники, которые также получили презенты и благодарности от руководителя «Немецкого клуба», отметили, что очень довольны своим участием, им был интересен и полезен этот новый опыт в роли учителей, некоторые даже решили быть учителями немецкого языка.

Визит в начальную школу был удачным, поставленная цель достигнута, старшеклассники получили огромный социальный опыт работы с учащимися начальной школы, были горды тем, что могут поделиться своими знаниями с малышами, вспоминали себя в этом возрасте, удивлялись эрудированности четвероклассников, хвалили ребят и, разумеется, вдохновляли на дальнейшее изучение немецкого языка. В ходе подготовки к встрече происходило формирование и развитие всех УУД, умений ставить цель, формулировать задачи, корректировать план своих действий, составлять презентации, работать с информацией, умение красиво и наглядно представить новую информацию, коммуникативные навыки – общение с младшими школьниками.

Следует добавить, что участвовавшие в игре четвероклассники годом ранее практически самостоятельно, при помощи тьютора (выпускницы нашего лицея, ныне студентки института иностранных языков) разработали концертную программу для учащихся первых классов, показали, чему они научились на уроках немецкого языка за весь учебный год. Пятнадцать третьеклассников пели песни, рассказывали стихи, вместе с первоклассниками делали гимнастику на немецком языке, помогая мимикой и жестами, загадывали загадки про популярных персонажей немецких сказок и даже сделали небольшой экскурс по немецким городам в стихотворной форме.

Я горжусь своими воспитанниками, потому что после концерта к нам подходили первоклассники и говорили, что они теперь тоже хотят учить немецкий язык. И мои ученики понимали, чья в этом заслуга. Именно их стараниями нам удалось повысить мотивацию и заинтересованность в изучении немецкого языка!!! Ведь каждый ребёнок по-своему одарён, и правильно организованная система занятий поможет развить его способности и открывать всё новые и новые таланты.