Инновационный проект «Центр социального проектирования»

08.Апр.2014
Инновационный проект «Центр социального проектирования»

Раянова Г.Р., МАОУ "СОШ № 4", г. Губкинский, Тюменская область, Ямало-Ненецкий автономный округ

Направление: Вовлечение учащихся в социально значимые практики, реализация социально значимых проектов.

Инновационный проект «Центр социального проектирования» реализуется в школе с сентября 2011 года.

Автором и куратором проекта является педагог дополнительного образования Валиева И.А. Внедрение социального проектирования в учебно-воспитательную деятельность школы, позволяет развивать у обучающихся социальные компетентности личности, которые позволят им в будущем успешно адаптироваться в обществе, быть конкурентоспособными, творческими, мобильными личностями. Новизна проекта состоит в расширении образовательного пространства за счет интеграции учебной, внеклассной деятельности и дополнительного образования.

Цель проекта: создание, апробация и описание модели Центра социального проектирования в условиях МАОУ СОШ № 4.

В рамках реализации проекта нами были решены следующие задачи:

Инновационный проект «Центр социального проектирования»Разработка, апробация комплексной модели центра, нормативно – правовой базы по реализации проекта и развитию инновационной деятельности в школе

Внедрение лицензированной авторской программы дополнительного образования «Основы лидерства и социального проектирования» в 6 – 11 классах, задача которой состоит в изучение теории проектирования и развитии лидерских качеств в процессе реализации проектов.

Изучение теории и практики проектирования в рамках факультативов путем апробации модифицированных (адаптированных) программ курсов: «Технология исследования» для уч-ся 6-ых классов, «Технология проектирования» для уч-ся 6 - 8-ых классов, «Уроки социального проектирования» для уч-ся 9–ых классов, «Социальное проектирование» для уч-ся 10 классов.

Организация школьных конференций по презентации учащимися социальных проектов перед учителями, родителями, представителями общественности с целью поиска возможностей поддержки реализации социальных проектов.

Распространение и тиражирование инновационного опыта образовательного учреждения в области социального проектирования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, путем участия в конкурсах различного уровня.

Изучение биографии успешных людей, показывает, что в детстве они своими руками реализовали какое-то дело, проект, состояли в клубе. Современные занятия детей больше направлены на веселое времяпровождение. Мы считаем, что детям нужно дать опыт реализации своей, пусть не очень масштабной идеи от начала и до конца. Опыт разработки и доведения своей идеи до конца покажет им, что и один человек со своей идеей может изменить окружающую ситуацию к лучшему.

Инновационный проект «Центр социального проектирования»Изучение теории и базовых понятий проектирования начинается в 6-х классах. На факультативах «Технология исследования» «Технологии проектирования» дети изучают алгоритм и компоненты проектной деятельности выдвигают собственные идеи исследований и проектов. Стоит отметить, что процент реализации проектов в 6 классах самый низкий. Это связано с тем, что дети только знакомятся с новым видом деятельности, который предполагает больше самоорганизацию, нежели чем выполнение указаний учителя. В 7ых и 8-ых классах курс «Технологии проектирования» рассчитан на 1 полугодие. По окончанию курса как форма аттестации в школе проводятся открытые мероприятия, на которых учащиеся представляют наиболее интересные и актуальные проекты. Данные мероприятия посещаются администрацией школы, представляются на заседании родительского комитета, что дает перспективу проектам быть услышанными и реализованными.

За время существования центра было реализовано более 40 проектов. Можно выделить несколько наиболее популярных направлений, которые выбирают учащиеся:

Благоустройство инфраструктуры школы и ее территории.

«Мини-парк на территории школы» - обустройство пустыря на территории школы. Проект занял 3 место в городском конкурсе социальных проектов «Я гражданин России».

«Информационная зона» - оформление свободной рекреации школы с целью использования ее детьми в свободное время для подготовки к урокам.

«Канц-автомат» - предложение по установке автомата по продаже снеков и канцелярских принадлежностей.

«Велостоянка» - организация велостоянки на территории школы. Проект был представлен на заседании родительского комитета и реализован.

«Веселые мусорки»- оформление урн на пришкольной территории в анималистическом стиле с целью привлечения внимания к вопросу «попадания мусора в цель». Проект занял 1 место в городском конкурсе социальных проектов «Я гражданин России».

«Школьный автобус» - учащиеся 9 класса обосновали необходимость покупки гкольного автобуса, который был приобретен в августе 2013 г.

Инновационный проект «Центр социального проектирования»Молодежное сообщество:

«Мастер-классы по медиабезопасности» - организация волонтерского движения с целью осведомления подростков всех школ города о безопасном и ответственном использовании сети Интернет, привитие культуры общения в сети Интернет. Проект победил в номинации «Актуальность» в городском конкурсе социальных проектов «Я гражданин России».

«Bookcrossing в городе» - открытие в городе Губкинский волонтерского книжного центра сдачи и выдачи книг bookcrossing. Оформление полки Bookcrossing в нашей школе.

«Общая картина класса» - организация работы класса над общей картиной, что способствует объединению учеников и раскрытию социально-значимой темы.

«Велопробег» - проведение велопробега выпускников школы в конце учебного года.

«Фенька- просто золото» - организация обучения учениц младших классов плетению фенечек из специальных нитей. Многие из этих украшений несут не только эстететический характер, но можно заплести фенечку на желание, оберег, подарок близкому человеку. Эти курсы предлагаются ученицами как компонент внеурочной деятельности и как вариант предоставления платных услуг.

Хотелось бы поподробнее остановиться на некоторых социальных проектах детей.

«Плетись коса» организация бесплатных курсов по плетению кос среди учениц школ города. Автор проекта: Луцив Ольга ученица 8 класса. Проект получила грант в размере 20000 на окружном конкурсе мини-проектов в рамках программы «Деловая молодежь Ямала».

«Социальный плакат» в рамках проекта учениками школы было оформлено более 15 рисунков, коллажей, снято 5 видеороликов на социально значимые проблемы. Видеоролик учеников 11 класса «Мир начинается с уважение», плакат «Рецепты счастья» Чуриловой Ирины ученица 7 класса стали победителями регионального этапа Всероссийского конкурса социального проектирования «Новое пространство России».

«Капсула времени» проведен сбор писем учеников школы, в которых каждый ученик написал письмо ученику через 15 лет, закуплена капсула времени. На данный момент капсула «заморожена» до церемония захоронения на 15 лет. Еапсулу планируется вскрыть в день 40-летия школы.

Результативность данного проекта отмечена дипломом департамента образования ЯНАО за III места в региональном этапе Всероссийского открытого конкурса авторских программ.

Подводя вывод можно сказать что в результате реализации дети приобретут:

Возможность приобретения навыков проектирования детьми своей индивидуальной траектории развития;

Повышенная социальная активность учащихся, их готовность принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе

Реальный вклад учащихся в изменение социальной ситуации в местном сообществе

Изменение общественного мнения, увеличения числа жителей, готовых лично включиться в практическую деятельность по улучшению социальной ситуации в местном сообществе.

Инновационный проект «Центр социального проектирования»

Инновационный проект «Центр социального проектирования»

Инновационный проект «Центр социального проектирования»

Инновационный проект «Центр социального проектирования»

Инновационный проект «Центр социального проектирования»

Инновационный проект «Центр социального проектирования»

Инновационный проект «Центр социального проектирования»

Инновационный проект «Центр социального проектирования»

Инновационный проект «Центр социального проектирования»

Инновационный проект «Центр социального проектирования»

Инновационный проект «Центр социального проектирования»