Проект «Центр управления карьерами»

08.Апр.2014
Проект «Центр управления карьерами»

Раянова Г.Р., МАОУ "СОШ № 4", г. Губкинский, Тюменская область, Ямало-Ненецкий автономный округ

Направление: «Организация внеучебной деятельности учащихся, социальных проб и профориентации»

Введение

1. Актуальность, инновационная значимость проекта

Целью системы профессиональной ориентации в рамках общеобразовательной школы является формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. В связи с этим профессиональная ориентация призвана в школе решать задачу формирования личности работника нового типа, что обеспечит эффективное использование кадрового потенциала и рациональное регулирование рынка труда.

Для успешного вхождения человека в новый для него мир профессий и продвижения в нем к желаемой цели общество предоставляет ему ориентиры, отражающие количественную и качественную потребность общества в кадрах, а также конкретные виды труда, профессии и возможности подготовки к ним.

Особо значимой является проблема приобретения учащимися адекватных представлений о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных возможностях, активного развития их, формирования потребности и умения включаться в общественный производительный труд и социальные отношения трудового коллектива. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей учащихся к труду.

У школьников (7-8-9 классы) важно формировать отношение к профессиональному труду, понимание его роли в жизни человека и общества, установку на выбор профессии, развивать интерес к профессиональной деятельности, осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.

Изменяющаяся структура экономики России влечет за собой и изменение состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Все большее место занимает в обществе сфера услуг, индивидуализируется стиль жизни и труда, усиливается взаимосвязь между обществом и личностью.

Инновационность проекта

  • Профессиональное самоопределение подростков через профессиональные пробы на ступени основной школы;
  • Знакомство с рабочими профессиями и профессиями не требующего высшего образования;
  • Психологическая диагностика;

I. Схема содержательной организации проекта:

Схема содержательной организации проекта

2. Цели и задачи проекта

Цель проекта:

Создание современных подходов к профессиональной ориентации учащихся школы с учетом потребностей Компании ОАО «Роснефть», города Губкинский и рынков труда ЯНАО; реализация такой концепции

Проект направлен на реализацию региональной политики «Стратегия развития Ямала 2020», которая ориентирует на решение следующих задач:

  • Создать условия для профессионального самоопределения учащихся;
  • «Центр управления карьерами»;
  • «Тьюторский центр»;
  • Организация профессиональных проб, социальных практик;

3. Основная идея педагогической деятельности

Каждый школьник, думая о своем будущем, в первую очередь решает, какую профессию ему выбрать. И в этот особый период жизни подростков взрослые окажут им неоценимую услугу, если помогут овладеть навыками самостоятельного выбора профессии.

К окончанию основной школы подросток должен четко представлять свой образовательный маршрут. Мотивированный выбор. Для этого разработана программа центром ООО «Эффектон» (г. Москва) по профориентации города Москвы с учетом рынка труда Ямала. Диагностика подростков – создание разновозрастных групп (группы по интересам), профессиональные пробы – социальные практики.

Объект исследования: выбор профессии

Предмет исследования: осознанный выбор профессии

Методы исследования: сравнительный анализ, промежуточные результаты, результаты по учебным годам, участие в конкурсах различного уровня, участие в фестивалях, посещение ВУЗов, ССУЗов, профтехучилищ, экскурсии, встречи с представителями различных профессий, мастер-классы, профессиональные пробы, социальные практики, организация рабочих мест.

Этапы исследования:
Этап 1. Поисковый (Апрель–май 2011 г.)
Этап 2. Основной (преобразующий) (2011 г. — 2015 г.)
Этап 3. Обобщающий (2015 г.)

Гипотеза: Мы предполагаем, чтопрофессиональные пробы, социальные практики будут способствовать более осознанному выбору профессии

Основная часть

Стратегия развития Ямало-ненецкого автономного округа 2020 ставит задачу освоения Полярного Урала, шельфа Карского моря; проект «Урал Полярный – Урал Производственный», ТЭК требует кадры технического профиля, особенно рабочей профессии. Программа развития начального профильного образования ставит приоритетом подготовку рабочих профессий. Сквозной компетенцией в соответствии с ФГОС является самоопределение, ответственность за выбор.

Задача подростковой школы (7-8-9 классы) – создание условий для самоопределения подростков в рамках предпрофильной подготовки. Предпрофильные классы 7-8 классы, к 9-му классу подросток должен определиться с дальнейшим образовательным маршрутом. Особенности возраста 7-8 классов – «Я – взрослый», «Я могу». Именно на этом этапе ребенок «САМ» должен попробовать, познакомиться с профессиями, пощупать, чтобы приобрести собственный опыт. Иначе, не имея опыта, подросток выберет профили, а потом и профессию по совету родителей, друзей, родственников, педагогов.

Проекты, которые реализуются школой по профориентации:

Проект «Школа – ВУЗ – предприятие» — «Роснефть – классы». Проект реализуется с 2006 года. За данный период 5 выпусков «Роснефть — классов» — 127 выпускников, из них поступили:

  • На профильные специальности – 30%;
  • На смежные (с нефтегазодобывающей отраслью) специальности – 43%;

Для учеников 7-11 классов организовываются следующие мероприятия по профессиональной ориентации:

  • Экскурсии на производственные объекты;
  • Встречи с передовиками производства и молодыми специалистами;
  • Тематические мероприятия «День профессии», «Брейн-ринг»;
  • Классные часы о специальностях и профильных ВУЗах;
  • Тренинги;
  • Диагностики;
  • Профессиональные пробы;

Необходимо разработать:

  • Программы элективных курсов, предметов, интенсивных метапредметных модулей;
  • Программу мероприятий на период 2012-2015 годы;
  • Комплексный план мероприятий по профессиональной ориентации в ЯНАО на 2012-2015 годы;

Пакет нормативно – правовых документов, в том числе:

  • Положение о «Центре управления карьерами»;
  • Соглашения с предприятиями о прохождении практик и профессиональных проб;
  • Официальные письма предприятиям, организациям;

Перспективами развития проекта являются:

  • Создание «Центра управления карьерами» с функцией предоставления образовательных услуг другим общеобразовательным учреждениям, населению;
  • Создание информационного киоска;
  • Сетевое сотрудничество с ООО «Роснефть – Пурнефтегаз», дочерними предприятиями ОАО «Роснефть», центром занятости населения, предприятиями, организациями, работодателями г. Губкинский;

Ожидаемые результаты реализации проекта:

2016 год

  • «Центр управления карьерами»;
  • Информационный киоск;
  • Учащиеся на ступени основной школы познакомятся с 24 профессиями, не требующими высшего образования;
  • Получат начальные навыки;
  • Узнают о предприятиях города и сферах деятельности;
  • Станут более лояльны к городу и предприятиям ОАО «Роснефть»;

В результате получим:

  • Количество выпускников, выбравших обучение в колледжах после основной школы;
  • Количество выпускников, выбравших профессии, связанные в будущем с Ямалом, городом Губкинским;
  • Количество выпускников, правильно определивших свой профессиональный выбор;

Учащиеся получат:

  • психологический «портрет» и перечень рекомендуемых профессий (предпочтения в % отношении);
  • список специальностей в ВУЗе, обучающих данной профессии;
  • список ВУЗов на территории РФ, преподающих данные специальности, сайт ВУЗа;
  • перечень предметов, необходимых для сдачи ЕГЭ;

Способы апробации и диссеминации результатов:

Апробация будет проходить на базе школы № 4 («Центр управления карьерами»)

Как известно, на выбор профессии влияют следующие факторы. Они чрезвычайно разнообразны. Могут быть как позитивными (советуют родители, учителя, друзья, нравится учебный предмет), так и негативными (не советуют, не нравится). Помочь целенаправленному выбору помогает предпрофильное обучение, экспериментальное внедрение которого уже началось. Учителю необходимо учитывать не только предпочтения учащихся, но и их индивидуальные особенности. Психологические и педагогические исследования позволят (методика «Effecton Studio Online») выявить индивидуально-типологические особенности, характерные для учащихся определенного профиля. К этим особенностям относятся интересы и склонности, которые существуют у учащихся к определенным областям знания, специальные способности, позволяющие им успешно осваивать профилирующие предметы.

Концепция профильного обучения школы должна опираться на следующие ресурсы:

  • Подготовка учащихся 7-8-9 классов основам профессий;
  • Тестирование по выбору профессий;
  • Корректный выбор учащимися направления обучения и предметов в 10-11 классах;
  • Выработка лояльности учащихся к предприятию, городу;
  • Поддержка и контроль выпускников в период обучения в ВУЗе (практики, стажировки);
  • Широкий спектр предложений о работе в периметре Компании ОАО «Роснефть»;

Как известно человек принимает решение, основываясь на личном опыте. Если его нет, то он слушает мнение тех, кому доверяет (родители, сверстники и др.)

Для получения личного опыта ввели в образовательный процесс элективный курс «Шаг в профессию».

Учащиеся 7 класса познакомятся с миром профессий: «Что такое профессия? Признаки профессии. Классификация профессий. Профили профессий.

Учащиеся 8-9 классов будут воочию знакомиться с 12 профессиями в год (всего 24 профессий). Для этого по каждому направлению предполагается внедрение учащегося в среду профессии. Учащиеся будут проходить теоретические и практические занятия в учебном центре ООО «РН – Пурнефтегаз» и участках практического тренинга, на которых познакомятся с азами профессии, используемым оборудованием, новыми технологиями. Договора, соглашения с предприятиями позволят осуществлять профессиональные пробы.

7 класс 8 класс 9 класс
  1. Определение по профилям
  2. Типы классификаций
  3. Экскурсии
  1. Делопроизводство, курьер
  2. Парикмахерское дело
  3. Журналист
  4. Санитар, мед. сестра
  5. Туристическое агентство
  6. Сервис услуг (гостиничное и ресторанное дело)
  7. Полиция
  8. Ветеринария
  9. Пекарь
  10. Работник почты
  11. Аптекарское дело
  12. Библиотекарь
  1. Психолог
  2. Пожарный
  3. Лаборант химического анализа
  4. Сварочное дело
  5. Оператор по добыче нефти и газа
  6. Банковское дело
  7. Ж/д вокзал (диспетчер)
  8. Оператор технологических установок
  9. Трубопроводчик линейный
  10. Слесарь-ремонтник
  11. Информационные технологии
  12. Музейный работник

Проблемы реализации:

  • Неподготовленность специалиста (нет соответствующих курсов по профориентации);
  • Отсутствие финансирования для заключения договоров, соглашений с предприятиями о прохождении практик и профессиональных проб;
  • Организация профессиональных проб, социальных практик в монограде;
  • Соглашения с предприятиями о прохождении социальных практик и профессиональных проб;

Организация. Этапы реализации

Этап 1. Поисковый (Апрель–май 2011 г.)

  • Доработка модулей программно-методического обеспечения с учетом специфики Заказчика;
  • Разработка сопроводительной документации (руководства и рекомендаций по внедрению), подготовка программного обеспечения к установке;
  • Выезд специалиста ООО «Эффектон» в образовательное учреждение, сопровождение установки программно-методического обеспечения и проведение обучения специалистов образовательного учреждения работе с ним;
  • Проведение цикла обучающих веб-семинаров для специалистов образовательного учреждения (по работе с комплексом «Effekton Studio Online», по работе с Информационном киоском, «Профдиагностика с учетом требований отрасли»);
  • Разработка методического пособия по профориентационной работе с учащимися и ее психологическому сопровождению, направление пособия в образовательное учреждения.

Этап 2. Основной (преобразующий) (2011 г. — 2015 г.)

  • Применение установленного программно-методического обеспечения в профориентационной работе с учащимися (проведение профориентационного тестирования, профильное исследование личности учащихся, оценка показателей психологической готовности к ситуации экзамена, оценка профессиональной пригодности учащихся к различным специальностям, психологическая подготовка к ЕГЭ);
  • Тематическая и методическая поддержка процесса эксплуатации программно-методического обеспечения (в телефонном и онлайн формате);
  • Экскурсии на производственные объекты;
  • Встречи с передовиками производства и молодыми специалистами;
  • Встречи с интересными людьми;
  • Мастер-классы;
  • Тематические мероприятия «День профессии», «Брейн-ринг»;
  • Классные часы о специальностях и профильных ВУЗах;
  • Психологические тренинги, диагностики;
  • Профессиональные пробы, социальные практики;

Этап 3. Обобщающий (2015 г.)

  • База данных с результатами тестирования учащихся по показателям способностей и склонностей, интеллектуального развития, личностных особенностей текущего психологического состояния, психофизиологических характеристик, внимания, памяти, мышления, психологической готовности к ситуации экзамена и т.д.);
  • Результаты оценки профессиональной пригодности учащихся к различным профессиям на основе данных тестирования;
  • Повышение психологической готовности учащихся к экзамену, сформированность у них навыков саморегуляции, контроля эмоционального состояния, подготовки сенсорных систем к умственной деятельности;
  • Сформированность у психолого-педагогического состава образовательного учреждения навыка работы с программно-методическим обеспечением, повышение его компетентности в сфере психологического сопровождения профориентационной работы с учащимися и их психологической подготовки к ЕГЭ;
  • Отчеты по результатам тестирования для каждого учащегося 9, 10 и 11 классов, составленные на основе результатов комплексной диагностики способностей и склонностей;
  • Оптимизация работы школьного психолога за счет автоматизации процесса психодиагностического обследовании учащихся;
  • Увеличение процента выпускников образовательного учреждения, трудоустроившихся после получения ими профессионального образования в родном городе (районе);

Базовые события

  • Выступления, публикации на окружной, региональной, всероссийской конференции;
  • Проведение городского семинара на базе «Центра управления карьерами»;
  • Организация форумов, мастер – классов, презентаций;

Оценка результатов

  • Аккредитация и лицензирование образовательного учреждения;
  • Одним из значимых направлений психологического сопровождения старшеклассников является также психологическая подготовка к единому государственному экзамену (ЕГЭ), наряду с академической подготовкой по дисциплине позволяющая снизить вероятность получения учащимся низкого балла;
  • Аттестация педагогических и руководящих кадров ОУ;
  • Участие обучающихся и педагогов в конкурсах, олимпиадах, конференциях;
  • Диагностические работы;
  • Мониторинг социализации и трудоустройства выпускников школы;

Ресурсное обеспечение инновационного проекта:
Материально – техническое обеспечение

«Центр управление карьерами» оснащен:

  • Ноутбуки (25) с выходом в Интернет (wi-fi);
  • Видеопроектор,
  • Электронно – интерактивная доска;
  • Скайп;
  • Музыкальный центр;
  • Флипчарты;

Заключение

Реализация инновационного проекта предполагает вовлечение широкого круга заинтересованных участников и исполнителей.

В первую очередь основной целевой группой субъектов реализации проекта выступают педагоги школы. К этой группе относятся учителя по технологии, педагоги по профориентации, педагог-психолог, учителя — предметники. Основной целью их деятельности станет изменение и дополнение подходов к профессиональной ориентации учащихся школы с учетом потребностей Компании ОАО «Роснефть», рынка труда ЯНАО и города Губкинский. Для этого предполагается организовать повышение квалификации педагогов по данной теме, а именно выезд специалиста ООО «Эффектон» в образовательное учреждение, сопровождение установки программно-методического учреждения работе с ним.

В качестве целевой группы проекта рассматриваются также учащиеся 7-11 классов школы, с которыми будет проведена необходимая психолого-педагогическая работа по выбору профессии.

Администрация школы также выступает в качестве целевой группы проекта. В ее обязанность входит нормативно-правовое оформление изменений в образовательной программе, координация процесса реализации проекта и диагностика его результативности.

Связующим звеном между школой и ребенком в реализации проекта будут выступать родители. Их задачей станет поддержка ребенка и педагога в реализации проекта.

 

Авторы: 1. Раянова Гульчачак Рифкатовна, руководитель проекта  (разработчик);

2. Полякова Тамара Юрьевна, директор школы (разработчик);

3. Кузнецова Елена Александровна, заместитель генерального директора по кадровой политике ООО «Роснефть-Пурнефтегаз» (разработчик)

Образовательное учреждение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4»

Субъект Российской Федерации: Тюменская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Губкинский

Контактные данные:

ЯНАО, г. Губкинский, микрорайон 9, дом 67, 

8(34936)33820;  89224554110

ВложениеРазмер
biznes-plan_proekta.doc33 КБ
kompleksnyy_plan_meropriyatiy.doc62 КБ