Анализ деятельности по реализации инновационного проекта «Центр управления карьерами» МАОУ «СОШ №4» (за 2012-2013 уч. год)

08.Апр.2014
Анализ деятельности по реализации инновационного проекта «Центр управления карьерами» МАОУ «СОШ №4» (за 2012-2013 уч. год)

Раянова Г.Р., МАОУ "СОШ № 4", г. Губкинский, Тюменская область, Ямало-Ненецкий автономный округ

Проект «Центр управления карьерами» на базе МАОУ «СОШ №4» функционирует с 2011 г (2011-2012 уч. год). Центр создан по инициативе ООО «Роснефть-Пурнефтегаз» и директора школы Поляковой Т.Ю. Цель деятельности: формирование у учащихся умения выбора профессиональной сферы, дальнейшей образовательной траектории, оптимально соответствующих личностным особенностям, индивидуальным способностям, ценностям и интересам, запросам рынка труда города и округа.

Стратегия развития проекта профориентации определяется решением следующих задач: создание в системе профессиональной ориентации условий для выявления профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей, построения индивидуального образовательного маршрута обучающегося для обеспечения осознанного выбора будущей профессиональной деятельности; социализация и адаптация обучающихся с учетом реальных социально-экономических условий, потребностей рынка труда.

Для реализации целей и задач центр профориентации: изучает ценностные ориентиры учащихся, способствует повышению общего уровня информированности подростков о мире профессий и профессиональных требованиях; формированию активной гражданской позиции, способности адаптироваться в условиях рыночной экономики, развитию активности и самостоятельности учащихся в профессиональном самоопределении.

Особо значимой является проблема приобретения учащимися представления о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных возможностях, активного развития их, формирования потребности и умения включаться в общественный производительный труд и социальные отношения трудового коллектива. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего профориентационного процесса центра.

Квалифицированную помощь в формировании школьниками личных целей и планов собственной карьеры оказывают: педагог-психолог школы Хайруллина Л.С., координатор проекта Раянова Г.Р. В учебный план введены элективные курсы «Шаг в профессию» (7-9 кл), «Планирование профессиональной карьеры» (10-11 кл), «Школа инженерной культуры» (10 кл), знакомящие со структурой образования, учебными заведениями, требованиями, предъявляемыми профессией к человеку, противопоказаниями к профессиям.

Для выявления склонностей, интересов, способностей личности, профессиональной направленности учащихся, составление индивидуального профессионального маршрута

предоставление информации о профессиях, специальностях, учебных заведениях и потребностях рынка труда диагностика профессиональных способностей и склонностей учащихся был приобретен ООО «Роснефть-Пурнефтегаз» системный продукт «Эффектон Студио Онлайн». По данной программе учащиеся проходят различные тесты, после чего система автоматически выводит список рекомендуемых профессий в процентном соотношении, список подходящих престижных вузов России и ссылки на них, по которым ученик работает с информацией для будущих абитуриентов.

Педагоги центра постоянно повышают профессиональное мастерство, совершенствуются через активное участие в научно-практических конференциях, всероссийских олимпиадах школьников, конкурсах различного уровня, мастер - классах, семинарах, форумах, образовательных ярмарках.

На сегодняшний день отработан механизм взаимодействия с социальными партнерами (более 15 организаций) по вопросам профессиональных проб, социальных практик, трудоустройства школьников в течение года. Подписаны соглашения о сотрудничестве со следующими организациями: ООО «Роснефть-Пурнефтегаз»; центр занятости населения, фотоисскуство («ИП Митькин»); парикмахерское дело (ИП Мишук), помощник воспитателя (МАДОУ ДС «Русалочка»); хореограф (ансамбль «Северное сияние», «СББИ»; медицинское направление (ГБУЗ «ГГБ»); аптекарское дело (МУП «Центральная городская аптека»); компания НикАвтоЦентр (автодело, продавец, маркетолог, менеджер «ИП Никитюк»); сбербанк №8495 (помощник промолтора); стоматологическое направление (ИП Омаева, «Сибдент»); журналист, школьное тв «Альтернатива» (руководитель Симагин О. И.); рекламное агентство, журналист, фотожурналист, веб-дизайнер (ИП Мариничев, рекламное агентство «Юла», журнал « Час Пик»); тележурналист (телерадиокомпания «Вектор», программа «Подсолнух»); газета «Нефтяник Ямала» («РН – Пурнефтегаз»).

9 учащихся в рамках проекта прошли бизнес - курс «Высокий старт» и получили сертификаты государственного образца, в данное время 4 учащихся проходят коммерческие курсы по парикмахерскому делу, ногтевому сервису. Стоимость курсов уменьшена в два раза за счет соглашений между ИП Мишук и школой. Сертификаты государственного образца от московской школы «Салон красоты». Ученицы в будущем видят себя в данном бизнесе и планируют остаться работать в салоне «SG Steil», где и проходят платные курсы.

Профессиональная адаптация является активным процессом приспособления школьников к производству, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности. При этом в данной системе работы особое внимание уделяется субъектным отношениям со школьниками. Учащийся рассматривается не как пассивный получатель информации о том, какую профессию он должен выбрать, а как активный участник в определении своего дальнейшего профессионального пути. Так как именно в условиях психологического самоизучения формируется образ «Я».

Необходимо отметить, что особенностью российского рынка труда является то, что наряду с ростом незанятого населения наблюдается дефицит рабочей силы, поэтому большое внимание уделяется профориентации школьников на рабочие профессии. Правильная профессиональная ориентация подростков на рабочие профессии заключается в решении двойственной задачи: с одной стороны, она должна отвечать запросам рынка труда, с другой – соответствовать способностям, наклонностям, навыкам и личным качествам молодежи при выборе будущей профессии. Школьник имеет право на свободный выбор профессии, но одного желания работать по определенной профессии и интереса к ней недостаточно. Основанием для сознательного выбора профессии должен быть целый комплекс знаний и умений, который можно назвать готовностью подростка к выбору профессии. Такая готовность может быть результатом длительного педагогически направляемого процесса профессионального самоопределения учащихся. В этом суть педагогического аспекта профессиональной ориентации вообще и ориентации школьников на рабочие профессии.

Именно с такой целью трудоустроены 42 учащихся в компанию «Никавтоцентр» (ИП Никитюк). Желающих устроиться на работу большое количество, но рабочих мест ограничено. Всех желающих записываем, организуем с компанией ознакомительную экскурсию, назначаем наставников, после чего все «потенциальные работники» проходят испытательный срок-кастинг две недели. Это своего рода ролевая игра «безболезненное первичное знакомство с рынком труда». Самая активная, ответственная, креативная, инициативная молодежь от 15 лет и старше (9-11 кл.) получают рабочие места в компании. Им оформляют трудовую книжку, фиксируют стаж работы. Они получают заработную плату от 4 до 11 т. рублей, платят налоги. Таким образом, права работающих учащихся, совмещающие обучение с работой в юридическом смысле защищены. Так же в нижеперечисленных организациях трудятся по 1-2 учащихся: хореографический ансамбль «Северное сияние», «ССБИ»- Совалев Д, 11б, Киян М, 11б; МУ «Физкультурно-спортивный комплекс «Фортуна» - Секова Е.,10б; ГБУЗ ЯНАО "Губкинская городская больница» (детское отделение)- Пятакина М., 11а; детский сад «Солнышко» - Мирзаева Г.,11б; «ИП Мариничев» - Мариничева С., 10б.

Центр оснащён компьютерным диагностическим классом (3 персональных компьютера, рабочая зона – 25 ноутбуков), системой «Эффектон Студио Онлайн» 2 принтерами, 1 интерактивной доской, 1 проектором, 1 сканером, имеется локальная сеть и wi-fi линия к сети Интернет.

Снят видеоролик о деятельности Центра, неоднократно печатались статьи и заметки в городской, окружной прессе, трансляция в новостях телерадиокомпанией «Вектор», видеоматериалы об интересных и значимых событиях из жизни учреждения.

В целях оказания помощи учащейся молодежи в профессиональном самоопределении, повышения их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, востребованным на рынке труда в центре профориентации «Центр управления карьерами» прошли следующие профориентационные мероприятия: информирование учащихся школ о рынке труда города, о профессиях, востребованных в настоящее время экономикой, правилах выбора будущей профессиональной деятельности и учебного заведения для получения профессионального образования осуществлялось в форме экскурсий, профессиональных проб, мастер-классов, интеллектуально-развлекательных игр, уроков занятости с использованием профориентационных игр, показом видеофильмов, слайдов, профориентационных занятий на темы: «Мир профессий», «Выбор профессии и современный рынок труда», Ярмарка вакансий» «Я выбираю профессию», круглый стол «Профессиональный выбор», видеоконференция с округом «Трудовая занятость молодежи», вовлечены в исследовательскую работу, проектную деятельность по предметам, подготовку и участие в олимпиадах, турнирах, конкурсах и других соревнованиях. Исследовательская работа «Востребованные профессии в монограде» в научно - практической конференции школьников заняла II место. В 2012-2013 учебном году учащиеся написали следующие проекты: «Назад на Ямал», «Иллюзия брака», «5 из 7» (о пятидневке), «Моя профессия – журналист». «Традиционно (в этом году 3-й раз) в апреле месяце проходит проектная деятельность «Моя будущая профессия», где учащиеся 11 классов защищают свою будущую профессию перед гостями ООО «РН-Пурнефтегаз», ЦЗН, УО, администрацией школы, членами жюри, учащимися 10 классов. Они рассказывают о содержании выбранной профессий, плюсы и минусы данной деятельности, отвечают на вопросы: почему именно выбрали данную профессию, какие попытки, действия были совершены для того чтобы выбрать данную деятельность, достичь поставленных целей, задач и т.д.

8-9 января во время поездки на каникулах в зимний период С-Петербург двух групп в составе 33 учащихся по программе «Огни С-Петербурга» в рамках профориентационной работы была организована встреча с представителями вузов «Инжэкон», Горный университет имени Плеханова. Ребята познакомились с вузами, с условиями приема, с перечнем профессий, которые можно получить в высших учебных заведениях, побывали в аудиториях, конференц-зале для совещаний, где заседают ученые вузов. Интересная экскурсия была организована в музее Горного университета, где их ознакомили с историей учреждения.

Планируется поездка по программе «Дети едут в Петербург». Окружной музей имени И.С. Шемановского в рамках сотрудничества выделяет 13 бесплатных путевок для гуманитарного класса в летний период 2013 г. Центральная идея проекта: знакомство школьников Ямала с историей Санкт-Петербурга, приобщение к духовному и культурному наследию России, воспитание патриотического отношения к своей стране, расширение кругозора, развитие творческих способностей и создание условий для профориентации. Проект реализуется на территории оздоровительного комплекса «Кирочное подворье» в экологически чистом районе на границе Ленинградской области и курортного района Санкт Петербурга – Семиозерье. Программа ориентирована на создание уникальной образовательной среды и активного досуга. За 21 день ребята посещают более 10 различных экскурсий и 50 мастер-классов, где их наставниками являются сотрудники ведущих музеев Петербурга.

Для более наглядного восприятия оформлен информационный стенд «Мое профессиональное будущее». Подготовлены методические и раздаточные материалы: памятки, брошюры, профессиограммы, буклеты с советами по выбору профессии, справочники сузов и вузов.

Проект «Центр управления карьерами» обладатель двух грантов: городской конкурс «Лидер инноваций» в 2012 году в номинации «Лучший инновационный проект в сфере образования» (грант 50 000 р., протокол №); окружной конкурс инновационных проектов Департамента Образования на получение грантов в номинации (грант 500 000 р., протокол ).

В среднем наблюдается позитивный сдвиг в профессиональной компетенции подростков. Видно, что полученный материал, помог подросткам выделить области своих интересов, наиболее значимых для них, выбрать будущую профессию в соответствии с личными способностями, качествами, интересами и склонностями, типом темперамента, а также обстановкой на рынке труда. Наблюдается повышение уровня информированности подростков о мире профессий и в целом повышение профориентационной компетентности. По результатам трудоустройства выпускников 2011-2012 учебного года мы видим, что выбор факультетов расширяется: океанотехники и морских сооружений- Владимиров Л. (11а); вокального искусства (вуз имени Гнесинки)–Сушина В.(11б); режиссерский факультет (Пороник Н. (11б); логистики – Цвигун В. (11в); факультет гражданской авиации – Борисов А. (11а); архитектурный (Малкова Д, Курбатова Е.) (11а); разработки газовых и нефтяных месторождений (11 учащихся); перевода и перевоведа – Савельева Ю.(11в); антикризисного управления - Максудов Д. (11г); менеджмент ресторанно – гостиничного бизнеса- Зайцева Ю. (11б), Белозерская М. (11д); рекламы и связи с общественностью – Герасимова А. (11б), Логинова З. (11б); дефектологии – Хузина Ю. (11б). Всего выпускников-97, из них поступили в вуз-95 (98%); ССУЗ -1 (2%); на бюджетные места 40 учащихся (42%). Среди городов, где продолжают обучение выпускники нашей школы: г. Санкт-Петербург-25 уч-ся-26% ; г. Тюмень-14-22%; г. Екатеринбург-6-2%; г. Москва-6-2%; г. Губкинский-6-2%; г. Уфа-3-1%.

Исходя из полученных результатов мы видим, что профзанятия прошли успешно для подростков. Об этом свидетельствуют изменившие результаты «на выходе».

В данном направлении, как и во всех проектах, существует проблемы, а именно: неподготовленность специалиста (нет соответствующих курсов); отсутствие финансирования для заключения договоров, соглашений с предприятиями о прохождении социальных практик и профессиональных проб; организация профессиональных проб, социальных практик в монограде; отсутствие социального заказа на подготовку молодёжи к профессиональному выбору; недостаточную связь и преемственность общеобразовательной школы, профессионального училища, вуза, производства, службы занятости и других социальных институтов, а отсюда - подмена и дублирование функций различными субъектами, ответственными за трудоустройство, обеспечение занятости подрастающего поколения и в целом за его судьбу.

ВложениеРазмер
prilozheniya.doc147 КБ