Управляющий совет - место взаимодействия субъектов образовательного процесса в управлении ОУ

04.Апр.2014
Управляющий совет - место взаимодействия субъектов образовательного процесса в управлении ОУ

Саласкина Закия Идрисовна, директор МОУ «Национальная (татарская) гимназия» г.Саратов

В современной российской школе основная проблема заключается в том, что в образовании, где общественность не обладает реальными управленческими полномочиями, все чаще происходит негативное оценивание деятельности ОУ. По существу все значимые параметры, определяющие жизнь и деятельность школы, до сих пор на уровне управленческих решений в 90% российских школ определяются учредителем и вышестоящими уровнями государственного управления, директором ОУ, включая содержание обучения, систему оценивания, экономику школы, кадры и т.п.

Сегодня в большинстве общеобразовательных организаций созданы Управляющие советы, более 70% российских школ ежегодно представляют общественности публичный доклад, обеспечивающий открытость и прозрачность деятельности учреждения, в том числе с использованием сети Интернет. На повестку дня ставится вопрос не о необходимости и возможности, а о качестве и эффективности инструментов общественного участия в управлении образованием.

Отчетливо проявилась тенденция перехода от локальных прецедентов эффективной практики к широкой институтоализации механизмов общественного участия в управлении образованием, от заседаний и решений (типа «одобрямс») к деятельности по совершенствованию образовательной организации.

Для организации и координации работы органов общественного управления, существующих в школе (Попечительских советов, родительских комитетов, педсоветов и советов старшеклассников) необходима определенная структура. Такой структурой стал Управляющий совет, который должен объединить усилия не только администрации ОУ и педагогов, но и всех участников образовательного процесса и внешних стейкхолдеров.

Управляющий совет МОУ НТГ играет важную роль в жизни Национальной (татарской) гимназии. УС является коллегиальным органом самоуправления, осуществляющим в соответствии с Уставом решение значимых вопросов, относящихся к компетенции гимназии. Управляющий совет состоит из избираемых членов (15 человек), представляющих:

а) родителей (законных представителей) обучающихся всех ступеней общего образования (1/3часть Совета);

б) работников гимназии(1/4часть Совета);

в) председателя профсоюзного комитета гимназии;

г) обучающихся старших классов;

д) представителя учредителя;

ж) директора гимназии;

з) кооптированных членов совета, чья профессиональная и общественная деятельность, знания, возможности позитивным образом содействуют функционированию и развитию гимназии.

Первое время УС принимал решения об утверждении Программы развития гимназии, образовательного плана, стимулирующих выплат учителям по представлению директора. Заседания проходили быстро и четко. Но чем больше члены УС вникали в работу гимназии и ее проблемы, тем активнее стали вносить свои предложения и требовать их реализации. Иногда приходится долго доказывать свою правоту и убеждать членов УС в первоочередности решения данного вопроса, а порою менять планы согласно требованиям социального заказчика. В состав Совета входят различные специалисты — юристы, финансисты, строители, общественники и просто разумные, знающие люди. Советы этих людей, которые также заинтересованы в благополучии образовательного учреждения, во многих случаях могут быть очень кстати. Практика показывает, что работающий Совет может разгрузить администрацию и взять на себя решение отдельных задач. В вопросах определения режима работы учреждения, направлений его развития, направлений дополнительного образования детей, оздоровления, а также оценки качества образования, работы педагогов и учреждения в целом, как показывает практика, члены управляющего совета проявляют большую объективность даже по сравнению с педагогами, администрацией и другими работниками ОУ, которые, может быть, бессознательно, но почти всегда ориентированы на защиту своих узкоспециальных интересов. А исполнение представительских функций — представление интересов ОУ в органах власти от имени Управляющего совета зачастую оказывается даже более эффективным. Власть, как правило, более ответственно и внимательно относится к обращениям от лица организованной общественности, чем от лица руководителя ОУ.

При поддержке Управляющего совета стала возможной реализация социально-значимых проектов: «Национальная гимназия – первоисточник сохранения национальной культуры», «Школа полного дня», реализации программы «Одаренные дети – будущее России», «Шахматная школа» и программы «Здоровый образ жизни и здоровое питание»,

проведение региональной научно-практической конференции «Народы Поволжья: история, образование, культура» и областного фестиваля детского творчества «Идель Йолдызлары», областной олимпиады по татарскому языку и литературе.

По решению Управляющего совета по результатам учебного года проводится:

1. поощрение лучших учащихся гимназии ценными подарками

2. поощрение победителей внутришкольного конкурса «Лучший ученический класс» - поездка в Казань

3. организация Дня здоровья для учителей – прогулка на теплоходе

4. стимулирование (денежное вознаграждение) учителей гимназии.

На заседания УС при обсуждении социальных проектов часто приглашаются представители татарской молодежной организации «Сарытау», созданной выпускниками гимназии. Совместные проекты с молодежной организацией (фестиваль в национальной деревне «Чак-чак», «Единство равных», совместные посещения детского дома №1 и др.) пользуются популярностью у старшеклассников гимназии.

 В этом году в гимназии был проведен конкурс на самый актуальный социальный проект. Определились группы, отвечающие за разработку и реализацию отдельных проектов, привлечение внешних стейкхолдеров к их решению и финансовой поддержке. К традиционным крупным мероприятиям прибавились проекты “Повышение мотивации углубленного изучения предметов”, “Оборудование тира в подвале гимназии”, “Проведение городского турнира Каратэ на базе гимназии” “Оборудование спортивной площадки”. И вот уже нашелся спонсор для приобретения татами, и проведен городской турнир по каратэ, и многие учащиеся гимназии приняли в нем участие и стали победителями и призерами. Сдвинулся с места вопрос об оборудовании спортивной площадки в школьном дворе. Благодаря настойчивому ходатайству общественности городская администрация издала распоряжение о передаче в оперативное управление гимназии старых гаражей в школьном дворе для дальнейшего их сноса и оборудования на их месте спортивной площадки.

В рамках мониторинга деятельности управляющего совета гимназии среди родителей и преподавателей гимназии проводилось анкетирование, в котором приняли участие 254 родителя учащихся и 35 преподавателей гимназии.

Результаты проведенного анкетирования показали следующее:

90% опрошенных согласны с выбором стратегии и тактики развития гимназии и общеобразовательной программы;

96% положительно оценивают реализацию социально-значимых проектов (проведение конкурса «Идель йолдызлары», конференции «Народы Поволжья: история, образование и культура», областной олимпиады по татарскому языку и литературе);

96% положительно оценивают программу поддержки одаренных детей;

89% довольны реализацией проекта «ШПД - эффективная модель качественного образования»;

90% довольны решением Управляющего совета о выдвижении кандидатур на участие в конкурсе «Учитель года»;

92% согласны с решением Управляющего совета о размере и форме стимулирования педагогов гимназии.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод об эффективности деятельности Управляющего совета гимназии и успешном взаимодействии с представителями Саратовской региональной татарской национально-культурной автономии (материальная поддержка социально-значимых проектов) и молодежной организацией «Сарытау».

Системная работа УС по мониторингу, планированию, прогнозированию, координации, мотивации и контролю за процессом реализации программы развития ОУ и отдельных проектов позволяет оптимизировать работу с внутренними и внешними стейкхолдерами, организовать эффективное взаимодействие между органами государственного и общественного управления в образовательной организации. При этом осуществляется системный подход к решению проблем, возникающих в жизни ОУ, и привлекаются внешние ресурсы.