Совет обучающихся школы

07.Апр.2014
Совет обучающихся школы

14 февраля 2014 года Министерством образования и науки РФ было издано письмо «О методических рекомендациях о создании и деятельности советов обучающихся в образовательных организациях». Данный документ носит рекомендательный характер, но в сфере образования зачастую рекомендации на деле оказываются обязательным распоряжениями Департамента образования.

В совет обучающихся входят представители от каждой ступени образования, избранные на конференции параллели. Количество представителей определяется Положением о совете обучающихся, которое принимается на общешкольной конференции обучающихся. Второй способ формирования совета – выдвижение представителей от уже существующих общественных объединений обучающихся. Однако такое общественное объединение должно включать в себя не менее половины всех обучающихся школы, что весьма проблематично.

Инициативой в формировании совета обучающихся обладают опять же мифические организации, объединяющие более половины учеников школы. Такая организация должна после принятия решения заняться сбором подписей обучающихся. Либо, для инициативы должны объединиться организации учеников так, чтобы в результате объединении они включили в себя более половины учеников школы. Как видим, инициативой в формировании совета обучающихся в обоих случаях обладают сами обучающиеся, что приводит нас к главной проблеме, созданной методическими рекомендациями. Как ученики узнают о том, что они имеют право инициативы создания совета? Именно обучающиеся должны уведомить директора школы о своём решении. Однако встречного обязательства со стороны администрации школы по уведомлению обучающихся о появлении нового права, рекомендации не предусматривают.

Компетенция совета обучающихся не дублирует компетенцию управляющего или наблюдательного советов, это действительно самостоятельные функции, направленные на предоставление обратной связи администрации школы от учеников. Так, например, члены совета обучающихся имеют право на участие в организации работы комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Участвовать в рассмотрении и выражать мнение по вопросам, связанным с нарушениями обучающимися учебной дисциплины и правил внутреннего распорядка образовательной организации. Совет может готовить и вносить предложения по  корректировке расписания учебных занятий, графика проведения зачётов и экзаменов, организации производственной практики, организации быта и отдыха обучающихся. Именно эти, казалось бы, незначительные полномочия, являются наиболее насущными для самих учеников. Не менее важным является право на участие в разработке и выражение обязательного к учету мнения при принятии локальных нормативных актов образовательной организации, затрагивающих права и законные интересы обучающихся.

Заседания совета обучающихся созываются председателем совета обучающихся по собственной инициативе либо по требованию не менее чем одной трети членов совета обучающихся. Очередные заседания совета обучающихся должны проводятся не реже одного раза в месяц. Решения принимаются, если за них проголосовало более половины присутствующих.

Можно отметить, что на сегодняшний день во многих школах существуют некие органы самоуправления среди обучающихся, однако, носят формальный характер. Данные методические рекомендации дают шанс наделения учеников реальными полномочиями.