Очередной успех Пермского края в пилотном проекте изменит профессиональные образовательные стандарты

10.Май.2014
Ведерникова Ольга Аркадьевна

В ноябре 2013 года Агентство стратегических инициатив объявило конкурс по отбору пилотных субъектов РФ для реализации проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования». На конкурс поступили заявки от 23 регионов РФ, в результате выбрали всего пять, в число которых, как обычно, вошёл Пермский край.

Дуальное образование подразумевает одновременно получение как теоретического, так и практического знания. Это вид обучения, при котором практическая часть подготовки проходит на рабочем месте, а теоретическая часть – на базе образовательной организации. Таким образом, после завершения учебы молодой специалист имеет не только большую практическую базу, но и рабочий стаж. Сочетание теоретического обучения в техникуме с практическим обучением на предприятии позволяет студентам получать более глубокие навыки по выбранной профессии. Кроме того, дуальная система способствует  взаимодействию профессиональных образовательных организаций и предприятий-работодателей по повышению престижа профессий рабочих и служащих.

Дуальное образование дало успешный старт в регионе, вероятно, в том числе благодаря паритетному принципу в финансировании. Данный вид обучения предполагает совместное финансирование программ подготовки кадров под конкретное рабочее место коммерческими предприятиями, заинтересованными в квалифицированном персонале, и региональными органами власти.

В конце апреля текущего года губернатор Пермского края Виктор Басаргин выступил с докладом перед Президентом РФ Владимиром Путиным о реализации в нашем регионе проекта по подготовке рабочих кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности. Пермский опыт был высоко оценен главой государства и рекомендован к внедрению в других регионах РФ. Результаты эксперимента Пермского края будут учтены при разработке минобранауки новых нормативов в сфере образования.

Действительно, при реализации проекта удалось уменьшить срок адаптации новых кадров на производстве. Теперь молодым специалистам требуется не 2,5-3 года, а 6-8 месяцев. Как отмечалось ранее, этого удалось достичь благодаря увеличению часов производственной практики на конкретном заинтересованном предприятии. Если до внедрения дуального образования процесс подготовки новых специалистов включал 70% теории и 30% практики, то в его рамках делается основная ставка именно на практическую составляющую.

Реализация проекта началась  с оформления заказа со стороны промышленных предприятий Пермского края на рабочие профессии, после этого были сделаны контрольные задания для приёма студентов. В ходе осуществления проекта количество соглашений между предприятиями, образовательными организациями и учащимися возросло от тысячи до шести тысяч. По словам Виктора Басаргина, «ряд предприятий просто создали учебные центры. С компанией «ЛУКОЙЛ» мы в октябре открываем так называемый «Полигон», где буквально в реальных условиях ребята будут изучать работу на четырех учебных скважинах, например, работу оператора по добыче нефти, то есть самый современный набор».

Отметим, что в Пермском крае система воплощается в жизнь в нескольких профессиональных образовательных организациях и предприятиях: «Краснокамский многопрофильный техникум» и «Западно-Уральский технологический техникум» взаимодействуют с «Краснокамским машиностроительным заводом» и «Краснокамским ремонтно-механическим заводом». «Краевой политехнический колледж» (г. Чернушка) – с ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ», «Уральский химико-технологический колледж» (г. Губаха) – с ОАО «Метафракс».

Дуальное образование представляется прекрасной альтернативой некогда существовавшему распределению после обучения. Данный вид обучения не только даёт стабильность выпускнику в условиях нынешней шаткой политической ситуации, но и не создаёт излишних помех устоявшемуся укладу жизни молодого специалиста.