Естественный отбор на книжных полках ученика

04.Июн.2014
Ведерникова Ольга Аркадьевна

Как показала практика, реформа образования не может коснуться лишь моментов процесса образования, но жёстко регламентирует даже список дозволенных учебников. Так, 29 апреля 2014 года письмом Министерства образования и науки РФ № 08-548 сделан акцент и даны некоторые пояснения по поводу Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию.

Данный акт был встречен общественностью достаточно холодно, поскольку в указанный перечень не вошли некоторые признанные авторы пособий углублённого изучения предметов, такие как Л. Петерсон и Л. Занков. Список рекомендованных учебных пособий составлялся по результатам педагогической, научной, общественной, региональной и этнокультурной экспертиз. Однако это не отменяет подозрения в заинтересованности, породившей своего рода красный свет для авторов отличных учебников, обучивших не одно поколение детей.

Как быть в данной ситуации родителям? Прежде всего, необходимо сформировать свою позицию, поскольку на этот раз закон предусматривает несколько вариантов развития ситуации.

Если Ваш ребёнок изучает предмет по углублённой программе, но учебники выбранного автора не вошли в Федеральный перечень учебников, следует переговорить с педагогом-предметником и выяснить, существуют ли достойные альтернативы. В случае с углублённым изучением математики в начальных классах таких альтернатив нет, поэтому единственно возможным многим учителям представляется снизить уровень обучения. Однако не спешите на это соглашаться.

Согласно разъяснениям, данным в письме от 29.04.2014г., организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать учебники, приобретенные до вступления в силу нового перечня. Таким образом, учащиеся имеют возможность завершить изучение предмета с использованием старых учебников. 

В данной связи именно родители станут тем рычагом, который позволит сохранить выбранную программу обучения для их детей. Несмотря на то, что право на использование старых учебников прописано в законе, его необходимо реализовать. Какую позицию в данном вопросе займёт администрация школы, во многом зависит от активности родителей, выражающих своё мнение. Если в школе существует Управляющий совет, переговоры во многом упрощается. Так или иначе, необходимо отстаивать свои права.

Со своей стороны департаментам образования субъектов рекомендовано довести до сведения всех школ подробности введения Федерального перечня, а также вовлечь в обсуждение родительскую общественность. Таким образом, законодатель сформировал почву для обсуждения и отстаивания интересов детей.

Немаловажную роль могут сыграть и сами учителя-предметники. Согласно п. 4 ч. 3 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники имеют право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания. Следовательно, позиция конкретного учителя, если он сможет довести её до администрации школы, имеет приоритетное значение в вопросе выбора учебников.

Также следует обратить внимание на то, что в соответствии со ст. 35 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»   обучающиеся всех образовательных организаций имеют право на бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями.

Подводя итог, стоит обратить внимание на многочисленные протестные акции, развернувшиеся во всех субъектах страны. Многие родители и педагоги участвуют в продвижении различного рода петиций и будут рады единомышленникам.