Инклюзия в российских условиях: сказка или быль?

18.Сен.2014
Ведерникова Ольга Аркадьевна

Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении среди своих сверстников, не страдающих заболеваниями. При этом они по-прежнему могут получить образование и в специальных учреждениях.

Возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, законодательно закреплена в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Закон).

В соответствии с Законом, инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Данный Закон выдержал много критики как на стадии его обсуждения и принятия, так и после вступления  в силу. Сейчас, имея на руках статистические данные, можно прийти к выводу, что он не выдержал практики применения и в части организации образования для детей-инвалидов.

Признание вины

Как отмечает Людмила Швецова, заместитель Председателя Государственной Думы России, «при рассмотрении проекта закона «Об образовании», была упущена важная деталь, а именно: целевой группой в новом ФЗ об образовании являются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а специальные условия для обучения детей-инвалидов в нем не оговариваются; было введено инклюзивное образование, но условия его развития не созданы».

Также вице-спикер Госдумы подчёркивает, «в регионах не хватает детских садов и школ компенсирующего вида. В 2012 году в стране насчитывалось всего 1075 садов компенсирующего вида, что составило 2,34% от численности всех учреждений дошкольного образования, а садов присмотра и оздоровления – 528 или 1,15 % от всех учреждений. При этом, 4,1% детей не могут посещать дошкольные учреждения по состоянию здоровья».

Кроме того, во всех регионах наблюдается массовое закрытие специальных (коррекционных) образовательных учреждений (СКОУ). Официальный комментарий Министерства образования пестрит неутешительными цифрами.

Так, согласно Письму Минобрнауки России от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» в последние несколько лет в субъектах Российской Федерации произошло сокращение на 5 процентов СКОУ при одновременном росте на 2 процента количества обучающихся, воспитывающихся в них детей (по состоянию на начало 2009/2010 учебного года в России функционировало 1804 СКОУ, в которых обучалось 207 тыс. детей с различными недостатками в физическом и (или) психическом развитии, в 2012/2013 учебном году соответственно: 1708 – 211 тыс. детей).

Часть субъектов Российской Федерации неоправданно сориентированы на сокращение сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений. В указанный период времени в большинстве субъектов Российской Федерации прекращена образовательная деятельность от 1 до 3 СКОУ, в Хабаровском крае – 4, Калининградской области – 5, Ивановской области – 6, Красноярском крае – 7, Тверской области – 8, Пермском крае – 9, Свердловской области – 10, Краснодарском крае – 14, Новгородской области – 18.

 

Работа над ошибками

На данном фоне весьма последовательными кажутся действия по финансированию регионов в части развития инклюзивного образования.

В 2014 году из федерального и региональных бюджетов выделено 6 млрд рублей для реализации программы «Доступная среда», на 2011-2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2181-р (Программа). Минобрнауки планирует, что к концу 2015 года каждая пятая российская школа будет доступна для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Уже в этом году к программе должны подключится 2500 школ — почти в четыре раза больше, чем в прошлом.

Сколь наивными бы ни казались надежды чиновников на плоды накопленного за три года существования Программы опыта, финансирование на лицо: из федерального бюджета выделены 3 млрд руб., такую же сумму предоставили регионы. Это также можно назвать резким скачком: с 2011 года до сих пор на программу было выделено в общей сложности 1,2 млрд руб. В 2015 году финансирование обещают увеличить еще больше. Эти деньги будут направлены на реконструкцию школ для создания доступной среды, на приобретение транспорта для перевозки детей, для покупки учебного, компьютерного и реабилитационного оборудования.

Выделенные из бюджета средства будут распределены между регионами. Больше всех получат Ростовская область, Крым, Тульская, Оренбургская и Московская области, Башкортостан, Чеченская Республика и Приморский край. Всего будет создано более 2,6 тысячи таких образовательных организаций.

Всего в России чуть меньше полумиллиона детей с ограниченными возможностями здоровья, которые обучаются в школах. На данный момент из них в инклюзивное образование включены около 55%. Отметим, что реализация Программы «Доступная среда» в первую очередь зависит от самих регионов.

 

Успех инициативы республики Карелия

Так, Республика Карелия приняла участие в конкурсной программе Минобрнауки и выиграла два лота, получив полное финансирование на осуществление своих проектов.

Как сообщает Министерство образования Республики Карелия, на конкурс была отправлена заявка по направлению «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей», включающую необходимые материалы по двум лотам.

В рамках лота «Поддержка стажировочных площадок, созданных в 2011-2013 годах в целях распространения современных моделей успешной социализации детей» министерство образования будет реализовывать направление «Распространение моделей развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся». Стажировочной площадкой является Центр диагностики и консультирования.

Еще один лот - «Поддержка региональных программ развития образования в условиях экспериментального перехода на федеральные государственные образовательные стандарты образования детей с ограниченными возможностями здоровья».

Реализация грант федеральной целевой программы будет преимущественно направленна на повышение квалификации учителей общеобразовательных школ для работы с детьми-инвалидами.

 

Реализация «Доступной среды» в Пензенской области

Семь школ Пензенской области были отобраны для участия в федеральной Программе «Доступная среда».

Как сообщили в пресс-службе регионального Министерства образования, в рамках программы в школах будет проведен капитальный ремонт для создания надлежащих материально-технических условий (пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, подъемников, специально оборудованных санузлов, учебных и других помещений), которые позволят обеспечить совместное обучение детей-инвалидов с другими школьника. Будет закуплено и установлено специальное, в том числе учебное, реабилитационное, компьютерное оборудование (в целях обеспечения физической доступности образовательных учреждений) для организации коррекционной работы и обучения инвалидов по слуху, зрению и с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Финансирование Программы происходит из двух источников: федерального бюджета и областного.

 

Поддержка детей с ОВЗ волгоградскими тьютерами

Очень интересен опыт Волгограда. В этом городе учителя сами проявили живой интерес к проблемам детей-инвалидов, желая повысить свою квалификацию.

Тридцать шесть волгоградских педагогов приступили к занятиям в тьютерском центре на базе Волгоградской академии повышения квалификации. Организации данного обучения способствовал благотворительный фонда «Дети в беде», реализующий программу инклюзии.

Региональное правительство поддержало проект общественной организации, оказав помощь в организации обучения тьютеров. Для них была разработана специальная программа, и сегодня группа педагогов начала курс обучения без отрыва от работы.

Среди слушателей – работники школ и детских садов, изъявившие желание выполнять функции тьютеров по сопровождению детей в инклюзивном образовании. И хотя до этого они не работали с детьми-инвалидами, искренне готовы помочь детям.

За курс обучения педагоги смогут получить не только теоритические знания, но и сделать профессиональные пробы в этой сфере на базе волгоградского лицея № 8 «Олимпия», где в конце марта пройдет неделя «Образование без границ». Именно там обучающиеся смогут увидеть, как работают коллеги, и включиться в процесс. После этой практики учителя получат удостоверение об окончании тьютерских курсов.

 

Южное Медведково отличилось предприимчивостью

В декабре 2013 года началось строительство новой специальной школы по индивидуальному проекту. Образовательное учреждение рассчитано на 550 учащихся в 3-4 этажа общей площадью 9900 квадратных метров. 

Согласно проекту начальная школа должна быть отделена от других возрастных категорий. Для обучения первых двух классов появятся 6 универсальных кабинетов и два помещения для размещения групп продленного дня. Для обучения основной и средней школы предусмотрены универсальные и специализированные кабинеты, кабинет черчения и рисования, кабинет информатики.

В здании школы также разместятся спортивный и актовый залы, медицинский блок, центр информации, кружковые помещения.

В школе предусматривается обучение детей с ограниченными возможностями – связь между этажами будет организована с помощью лифтов, для удобства маломобильных групп появятся пандусы и тактильные указатели.