Методические рекомендации по организации органов самоуправления и общественного контроля государственного образовательного учреждения

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 
к распоряжению 
Комитета по образованию 
от 05.06.2002 N 29-р

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 

1. Позитивные изменения в любой сфере общественной жизни напрямую связаны с экономическими, политическими и правовыми аспектами жизни общества.

Современная школа находится в условиях стабильного, но недостаточного бюджетного финансирования, вынуждена искать формы привлечения дополнительных источников финансирования, инвестиций и оказания любой другой благотворительной помощи.

В 1998 году в условиях недостаточности бюджетных средств на нужды образования наметился переход руководителей государственных школ от позиции "бюджетного получателя" к позиции финансового менеджера, изыскивающего новые источники финансирования и способы более рационального использования имеющихся средств. Стали складываться предпосылки для реализации на практике стратегии эффективного использования ресурсов.

Для Санкт-Петербурга характерен достаточно высокий уровень образования, культуры и социальной защиты населения по сравнению с другими регионами России. Для того чтобы поддержать этот уровень в современных социально-экономических условиях, образовательные учреждения вынуждены искать новые формы взаимоотношений учреждения и общественности по привлечению внебюджетных источников финансирования.

2. Действующим законодательством в сфере образования определено, что управление образовательным учреждением носит государственно-общественный характер и осуществляется на принципах единоначалия и самоуправления.

Статьей 35 Закона "Об образовании" определены такие формы самоуправления, как:

- Педагогический совет образовательного учреждения;

- Попечительский совет;

- Совет образовательного учреждения;

- Общее собрание образовательного учреждения.

Закон допускает расширительное толкование списка вышеуказанных форм, куда могут быть включены родительские комитеты и органы ученического самоуправления.

3. Основными принципами при работе образовательного учреждения с той или иной формой самоуправления должны являться:

- планомерная работа по формированию мотивации родителей (попечителей, спонсоров) к объединению и участию в решении проблем образовательного процесса;

- поддержка инициативы родителей (попечителей, спонсоров);

- добровольность участия, гласность участия;

- адресность и четкое целевое использование оказания всех видов помощи;

- регулярная отчетность и ведение финансово-бухгалтерской отчетности и делопроизводства.

На современном этапе развитие деятельности образовательного учреждения приводит к необходимости возрождения и поддержки родительских, педагогических объединений, организации благотворительной деятельности и попечительства.

4. Родительские комитеты.

Комитетом по образованию утверждена примерная форма Положения о родительском комитете, который может существовать на 2 уровнях (общешкольный комитет и комитет при каждом классе). Конкретное образовательное учреждение на основании примерной формы вправе разработать свое положение с учетом условий и задач, стоящих перед учреждением.

Положение определяет, что основными задачами родительских комитетов являются:

- всемерное укрепление связи между семьей и образовательным учреждением в целях установления единства воспитательного влияния на детей педагогического коллектива и семьи;

- привлечение родительской общественности к активному участию в жизни образовательного учреждения, к организации внеклассной и внешкольной работы;

- помощь школе в осуществлении обязательного основного (общего) образования;

- участие в организации широкой педагогической пропаганды среди родителей и населения;

- помощь в укреплении хозяйственной и учебно-материальной базы образовательного учреждения.

Положением определено, что родительский комитет действует в соответствии с планом работы школы, рекомендациями директора и педагогического совета. Он должен планировать свою работу на полугодие или на год; для решения наиболее важных вопросов созываются собрания (конференции) родительских комитетов, решения которых должны оформляться протоколами, которые должны храниться в делах образовательного учреждения.

5. Педагогические советы.

Комитетом по образованию рекомендована примерная форма Положения о педагогическом совете. Педагогический совет является постоянно действующим органом управления образовательного учреждения, созданным для рассмотрения основных вопросов учебно-воспитательной работы. Педагогический совет создается в образовательном учреждении из числа педагогических работников учреждения и действует в соответствии с уставом образовательного учреждения и Положением.

Педагогический совет:

- обсуждает образовательные программы и учебные планы, рабочие программы учебных курсов и дисциплин, годовой календарный учебный график образовательного учреждения;

- принимает решение о допуске учащихся к экзаменам, переводе учащихся в следующий класс или об оставлении их на повторный курс; выдаче документов об образовании установленного образца;

- принимает решение о поощрениях и взысканиях к обучающимся;

- принимает решение об исключении учащихся из школы в случае, когда иные меры педагогического воздействия исчерпаны, в порядке, определенном Федеральным законом "Об образовании" и уставом образовательного учреждения;

- обсуждает создание кружков, студий, клубов и других объединений учащихся;

- участвует в решении иных вопросов, отнесенных к компетенции педагогического совета уставом образовательного учреждения.

В необходимых случаях на заседания педагогического совета школы приглашаются представители родительского комитета, родители, представители общественных организаций, ученического самоуправления.

Планы работы педагогический совет утверждает на заседании совета. На заседаниях совета ведется протокол. Протоколы подписываются председателем и секретарем совета.

6. Попечительские советы.

Это направление деятельности поддерживается государством.

6.1. Попечительские советы при органах управления образованием.

Указом Президента РФ от 31.08.1999 N 1134 "О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации" поддерживается создание Попечительских советов как общественной формы управления в сфере образования и способа привлечения дополнительных источников финансирования.

Во исполнение вышеназванного указа письмом Министерства образования от 27.12.1999 N 22-06-1211 "О работе с "Примерным положением о Попечительском совете фонда развития образования при органе управления образованием" рекомендовано создание фондов развития образования при органах управления образованием и разработано соответствующее примерное положение. Это положение может быть использовано органами управления образованием в своей работе.

Эта модель предполагает сосредоточение дополнительных внебюджетных средств попечителей во внебюджетном фонде органа управления образованием, в ведении которого находятся школы, сады и другие учреждения. Попечительские советы фондов развития образования при органах управления образованием направлены на создание необходимых условий для дополнительного привлечения внебюджетных финансовых ресурсов в учреждения, находящиеся в ведении этого органа. В Попечительский совет может входить глава администрации территории (или его заместитель), учредители образовательных учреждений, администрация детских садов и школ района, отдельные физические лица, постоянно спонсирующие фонд, представители искусства, науки, имеющие высокий авторитет в коллективах учреждений, районе, городе.

В вышеназванном документе определено, что Попечительский совет является консультативно-совещательным органом при управлении образованием с правами распределителя фонда развития органа управления образованием определенной территории. Предполагается, что Совет может взаимодействовать с органами управления образованием при разработке им проектов управленческих решений по вопросам образования.

6.2. Создание Попечительских советов при конкретном образовательном учреждении.

Комитетом по образованию Санкт-Петербурга разработаны примерные типовые формы Положения о Попечительском совете при государственном образовательном учреждении без образования юридического лица и имеющего этот статус.

А) Создание Попечительского совета (без образования юридического лица).

В этом случае Попечительский совет является органом самоуправления образовательного учреждения и создается в целях содействия функционированию и его развитию. Попечительский совет действует на основании Положения, утвержденного советом образовательного учреждения и уставом этого учреждения.

Попечительский совет вправе:

- самостоятельно формировать свой состав на основе добровольного объединения представителей соответствующих организаций, объединений, граждан (по согласованию) для решения поставленных задач;

- привлекать спонсорские материальные средства, а также услуги и помощь иного характера с целью содействия функционированию и развитию образовательного учреждения;

- выходить с предложением к организациям, частным лицам, родителям обучающихся об оказании посильной финансовой и иной помощи, направленной на цели образовательного учреждения;

- принимать решения о направлении привлеченных средств на цели образовательного процесса и утверждать соответствующую смету расходов;

- контролировать выполнение принятого решения о направлении указанных средств;

- периодически заслушивать отчеты руководства образовательного учреждения о реализации принятых советом решений;

- знакомиться с перспективой развития образовательного учреждения, заслушивать отчеты о реализации программ развития учреждения на данном этапе, предлагать соответствующие коррективы;

- заслушивать предложения других органов управления учреждения по совершенствованию и развитию образовательного учреждения.

Деятельность Попечительского совета не должна затрагивать компетенцию других органов управления образовательного учреждения.

Состав Попечительского совета формируется на добровольных началах из представителей организаций, объединений, граждан, оказывающих образовательному учреждению постоянную финансовую, материальную, правовую, организационную, информационную и иную помощь. В состав Попечительского совета могут входить уполномоченные представители территориального управления, депутаты местного самоуправления.

Порядок выборов и компетенция Попечительского совета в предлагаемом варианте определяются уставом образовательного учреждения. Разработка и утверждение Положения о Попечительском совете осуществляется самим образовательным учреждением. Такое Положение утверждается приказом образовательного учреждения.

Б) Организация Попечительского совета с полномочиями юридического лица.

В данном варианте в соответствии с требованиями гражданского законодательства Попечительский совет по форме является некоммерческой организацией. Попечительский совет может также создаваться как юридическое лицо в различных формах (общественная организация, общественный фонд, фонд, благотворительный фонд и др.).

Процесс возникновения Попечительского совета с полномочиями юридического лица включает в себя два этапа:

1) создание (учреждение) Попечительского совета

2) государственная регистрация Попечительского совета.

При организации деятельности Попечительского совета с полномочиями юридического лица следует руководствоваться следующими документами:

- Гражданским кодексом РФ;

- Законом РФ "О некоммерческих организациях";

- Законом РФ "Об общественных объединениях";

- Законом РФ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".

Учредителями некоммерческих организаций могут выступать граждане и (или) юридические лица. Действия учредителей по созданию некоммерческой организации включают в себя:

1) принятие решения о создании Попечительского совета

2) утверждение устава

3) передача имущества (если это предусмотрено уставом).

В соответствии с пунктом 1 статьи 51 ГК РФ государственная регистрация уставов общественных организаций осуществляется органами государственной регистрации.

Для государственной регистрации необходимо представить следующие документы:

1) заявление в регистрирующий орган

2) устав

3) выписка из протокола общего собрания учредителей

4) сведения об учредителях

5) документ об уплате регистрационного сбора

6) документ о предоставлении юридического адреса.

В случае принятия решения о государственной регистрации учредителям выдается свидетельство установленного образца. Органы, регистрирующие организации, включают их в единый государственный реестр юридических лиц. За государственную регистрацию Попечительского совета как юридического лица, последующих изменений и дополнений в его устав взимаются регистрационные сборы в порядке и размерах, установленных действующим законодательством. Изменения и дополнения считаются вступившими в силу с момента регистрации.

Устав должен содержать информацию о полном наименовании Совета, составе его учредителей, месторасположении, целях, задачах его деятельности, правах и обязанностях, денежных средствах и имуществе, организации управления деятельностью, порядке реорганизации и ликвидации.

Рекомендуется вводить на безвозмездной основе в органы самоуправления общественной организации представителей органов управления образованием либо представителей исполнительной власти.

7. Благотворительный фонд.

Благотворительный фонд является формой юридического лица - благотворительной некоммерческой организацией. Благотворительный фонд при образовательном учреждении создается для осуществления благотворительной деятельности, направленной на оказание финансовой поддержки образовательного учреждения. Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом РФ "О некоммерческих организациях", Федеральным законом РФ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях". Благотворительный фонд осуществляет свою деятельность на основании Устава (примерная форма Устава Благотворительного фонда согласно приложению 5).

Возможно также сочетание различных форм самоуправления и общественного контроля в рамках одного образовательного учреждения, как например, родительского комитета, педагогического совета и как юридического лица Попечительского совета.

Вне сомнений, что существование различных форм советов как союзов граждан и организаций, объединенных едиными благотворительными целями, деятельность которых направлена на помощь школе, непосредственно связана с формированием общественного мнения и общественной оценки образовательного учреждения. Имидж образовательного учреждения, привлекательность и доступность его образовательных услуг, социальная ориентация образовательной деятельности школы и ее связь с мнением граждан, родителей, потребителей этих услуг формируют общественную оценку деятельности образовательного учреждения.