Минобрнауки готовит масштабную программу по разработке стандартов для общественных управляющих

01.Фев.2013

Общественный управляющий, каким его видит ведомство, — это представитель, выбранный среди учителей, родителей и даже "человек извне". Каждый управляющий выбирается голосованием и может вносить предложения, касающиеся сферы образования на региональном и муниципальном уровнях. Управляющие входят в совет школы и могут непосредственно влиять на ее деятельность, — рассказали "Известиям " в министерстве.

Управляющие советы школ существуют уже сегодня, но совершенно в различных формах. Благодаря новому закону "Об образовании" и Федеральным государственным образовательным стандартам с этого года такие советы закреплены как один из органов управления учебного заведения на уровне закона.

В полномочия управляющих будет входить обсуждение, предложение и утверждение основных образовательных программ школы. Они смогут участвовать в заседаниях педагогического совета с правом голоса, иметь доступ к документам учебного заведения, принимать участие в составлении требований к аттестации учителей, распределении стимулирующей части денежного фонда школы — и это лишь часть прав, предоставляемых общественным управляющим.

Планируется, что на конкурсной основе начиная с 2014 года будут выделяться субсидии из федерального бюджета на программы обучения таких управляющих. По окончании подготовительного периода управляющие советы появятся во всех школах.

Минобрнауки планирует также создать портал дистанционного обучения и консультационной поддержки таких управляющих. 

Эксперты, опрошенные "Известиями", считают, что деятельность управляющих советов и его членов должна оцениваться со стороны — педагогами и родителями, не входящими в состав этих структур.

Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики "Эврика" и член совета при Федеральной службе надзора в сфере образования и науки, пояснил, что сейчас есть несколько форм управляющих советов и новые стандарты пойдут только на пользу.

— В каких-то школах такая схема действует, а в каких-то присутствует формально. Тут все зависит от статуса учреждения. Если мы говорим о бюджетных учреждениях, то у них не самые широкие полномочия, а если взять автономные, то тут очень большой спектр возможностей вплоть до согласования сделок, расходов и так далее, — говорит Адамский.

Сейчас школы плавно переходят из состояния бюджетного учреждения в автономное, получают свободу в распоряжении своими финансами и увязывают результаты обучения с фактическими затратами на него: бюджетным учреждениям дают больше свободы в использовании денег под собственные обязательства, которые, в свою очередь, закрепляются государственным заданием учредителя. Госзадания же принимаются с учетом новых госстандартов, где учитываются не только количественные показатели, но и качественные.

— Я понимаю намерения министерства, сейчас будут готовиться десятки подзаконных актов для того, чтобы управляющие действовали в правовом поле. Считаю, подобная инициатива будет полезна. Правда, единственный вопрос — будет ли общественный управляющий проходить сертификацию или получать некий диплом? — размышляет Александр Адамский.

В практике уже были случаи, когда подобные советы прекращали свою деятельность из-за отсутствия законодательной базы или обвинений в незаконном распределении денежных средств.

— Конечно, надо обучать людей. Часто нет понимания, что такое управляющий совет учебного заведения и как его можно использовать в деятельности школы, — говорит глава профсоюза работников образования Андрей Демидов. — Подобные советы сейчас формируются с нарушениями, иногда директор приводит своих людей. Так как предполагается, что школы станут автономными, у таких управляющих будет достаточно большой спектр полномочий.

Эксперт также добавил, что введение в совет независимых лиц может помочь разрешать проблемные ситуации в пользу родителей и детей.

Источник: http://www.amic.ru/news/207257/