Зеленоградские школы переходят на пятидневное расписание

27.Сен.2013

На пятидневную учебную неделю переводят все классы, которые до этого учились и по субботам — как правило, в общеобразовательных школах Зеленограда это средние и старшие классы лицейского или гимназического типа, с усложнённой учебной программой. Лицей 1557 и гимназия 1528 пока работают по традиционной «шестидневке». Официальный повод для нововведений, который называют в школах — многочисленные жалобы детей и родителей на большую нагрузку.

Внезапный переход на новый режим работы уже после начала учебного года связан, как стало известно Zelenograd.ru, в том числе и с изменением в порядке финансирования школ — в Департаменте образования Москвы заявили о намерении одинаково оплачивать работу школ при 5-дневной или 6-дневной рабочей неделе, хотя раньше за «шестидневку» школы получали больше. Впрочем, дети, как правило, рады дополнительному выходному, у родителей мнения различаются, а в зеленоградском управлении образования подчеркивают — вопрос перехода на пятидневную неделю школы должны решать сами, учитывая мнения родителей и детей.

Со 2 сентября во всех зеленоградских школах дети приступили к учёбе по привычному расписанию: у начальных и общеобразовательных старших классов это была традиционная «пятидневка», у профильных классов с углубленным изучением предметов — «шестидневка». Однако уже через пару недель после начала учебного года в ряде школ все классы перевели на общее пятидневное расписание. В других школах приняли решение о таком переходе в ближайшем будущем.

«Наши гимназические классы уже перешли на „пятидневку“, — рассказала Zelenograd.ru директор школы 1940 Ольга Розовская. — Было много обращений родителей по поводу учёбы в субботу, старшеклассники посещают подготовительные курсы вузов, нагрузка у детей большая, а выходной день только один. В результате управляющий совет школы принял решение перейти на пятидневную учёбу во всех классах, начиная с 5-х гимназических. Недовольных нет».

Школа 853 отказывается от уроков по субботам с начала октября. Школа 1353 с углубленным изучением английского языка — с 1 ноября, это решение там тоже приняли из-за многочисленных просьб родителей и старшеклассников.

Еще одной причиной всеобщего движения школ к «пятидневке» — которую избегают открыто упоминать в школах — стал, как это ни удивительно, рейтинг лучших школ Москвы, выпущенный перед самым началом учебного года. И выводы, которые сделали из него в столичном Департаменте образования: школы, работающие по «пятидневке», зачастую стояли в рейтинге выше школ с «шестидневкой». К эффективности шестидневного расписания тут же возникли вопросы — впрочем, не впервые, тему нецелесообразности субботней учёбы Департамент поднимал ещё в начале 2012 года, рекомендовав тогда школам избегать этого. Впрочем, за шестидневную реализацию образовательных госзаданий школы получали несколько большее бюджетное финансирование. Теперь школам предложили ещё раз задуматься над необходимостью учёбы детей шесть дней в неделю. Параллельно «сверху» предполагается уравнять финансирование школ с пятидневным и шестидневным расписанием. Однако никакими официальными документами эти изменения пока не подкреплены. Выбор режима работы по-прежнему остаётся за самими школами и их управляющими советами.

«Вопрос перехода на пятидневную рабочую неделю решается образовательными учреждениями самостоятельно с учётом мнения ученической и родительской общественности», — сообщили Zelenograd.ru в окружном управлении образования. — Следует отметить, что на протяжении многих лет в Департамент образования города Москвы поступали многочисленные обращения от родителей школьников, которые говорили о том, что шестидневная рабочая неделя приводит к перегруженности детей и плохо сказывается на их состоянии здоровья, так как не даёт возможности для полноценного отдыха. Кроме того, в условиях шестидневной рабочей недели ребёнок практически не имеет возможности проводить время с семьёй, в том числе, посещать музеи, театры и т.д. В условиях пятидневной рабочей недели шестой день (суббота), не имеющий обязательных занятий, может включать дополнительные развивающие занятия, которые дети посещают по собственному желанию«.

В лицее 1557 и гимназии 1528, которые всегда работали по «шестидневке», над переходом на пять учебных дней пока думают — учитывая специфику учебных заведений, сделать это гораздо сложнее. «У нас свои образовательные программы, одного иностранного языка по пять часов в неделю, есть второй иностранный язык — чтобы вместить все предметы в пятидневное расписание, нам придётся перелопатить все учебные планы и нагрузки учителей. Пока никаких официальных распорядительных документов „сверху“ на эту тему нет. Поэтому у нас всё остаётся по-старому — старшая школа учится по субботам», — рассказал Zelenograd.ru директор гимназии 1528 Андрей Слесарев.

В лицее 1557 сейчас проводят опрос родителей и детей об их предпочтениях по режиму учёбы — после этого вопрос будет решаться управляющим советом и администрацией лицея. В соответствии с госзаданием часть классов там учится по «шестидневке», часть — по пятидневной рабочей неделе с шестым развивающим днём, в расписании которого стоят предметы по выбору для углубленного или профильного обучения.

«Почему появилась необходимость в „пятидневке“? Москва предприняла в этом году ряд усилий по развитию профильного образования, по сотрудничеству школ и вузов, — поясняет директор лицея 1557 Татьяна Грабарник. — Начались лектории по субботам, МИЭТ провёл первую лекцию — очень удачно, ребята наши пришли с неё просто окрылённые, и в других московских вузах лекции идут такие же лекции, в МГУ. Конечно, старшеклассники спрашивают: „Когда нам туда ходить, мы же учимся по субботам?“ А ведь ещё есть и дополнительное образование, кружки... Нет, мы не чувствуем никакого жесткого напора „сверху“ по поводу обязательного перехода на „пятидневку“. Но введение одинакового финансирования „пятидневки“ и „шестидневки“ — очень правильное решение. Директора Москвы эту тему обсуждали уже давно: принципиально неправильно оплачивать пятидневку и шестидневку по-разному. Есть единый образовательный стандарт, который школьники должны получить при любом режиме учёбы. И пусть каждая школа сама разберется, сколько дней учить детей».

Как показывает практика, кроме дополнительного выходного дня переход школ на «пятидневку» влечет и некоторые проблемы. Например, число уроков в классах с увеличенной нагрузкой вырастает минимум до шести уроков в день. Часы на некоторые предметы школам приходится сокращать — чаще всего, по отзывам зеленоградских родителей, страдает биология, иногда русский язык. Физкультуру и её три урока в неделю, введенные недавно вместо двух, в школах не трогают, хотя с уменьшением числа учебных дней учителя физкультуры испытывают еще большие сложности, связанные с нехваткой спортивных залов для проведения уроков у всех классов.

Допустимое число уроков в день регулируют санитарные правила и нормы (СанПИНы): у первоклассников должно быть не более 4 уроков в день (один раз в неделю — пять за счет урока физкультуры), у 2-4-х классов — не более 5 уроков (один раз в неделю шесть с физкультурой), у 5-6-х классов — не более 6 уроков, у 7-11-х классов — не более 7 уроков. Этим же нормативным документом определено и максимальное число занятий в неделю для разных классов:

 

Необходимость соблюдения требований СанПИНов в образовательных учреждений установлена в Постановлении Правительства РФ от 19 марта 2001 года № 196: «Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются уставом общеобразовательного учреждения в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями».

Согласно СанПИНам, пятидневная учёба сейчас является обязательной только для первоклассников.

Источник: zelenograd.ru